ПРО ОРГАНІЗАЦІЮ
     

ПРОЄКТИ
  • Мапи
  • Книги
  • Статті
  • Періодика


  • ОБЛАСНИЙ ПОДІЛ
  • Березівський р-н
  • Б-Дністровський р-н
  • Болградський р-н
  • Ізмаїльський р-н
  • Одеський р-н
  • Подільський р-н
  • Роздільнянський р-н

  • Баштанський р-н
  • Вознесенський р-н
  • Миколаївський р-н
  • Первомайський р-н


  • СТАТИСТИКА




    ДИДУЧЕНКО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

    «НАРОДНЫЙ» АРТИСТ ИЗ СЕЛА ТРОИЦКОГО

    В сороковые-шестидесятые годы ХХ века благополучие одесской оперы во многом основывалось на таланте и мастерстве замечательного певца Николая Николаевича Дидученко. У него был тенор полного диапазона, насыщенного звучания во всех регистрах, своеобразного приятного тембра. Артист отличался органичным темпераментом, неравнодушными были и его почитатели. Его привлекательный внешний облик чем-то едва уловимым напоминал героев зарубежных кинофильмов. Он не был красавцем, но был по-своему красив. Дидученко всегда был подтянут, хорошо одет. В нем ощущался артист. Он отличался умением себя вести, благородством манер, при этом без малейшей тени манерности.


    Дидученко Николай (1912 – 1970)

    Николай Николаевич Дидученко родился 21 ноября (4 декабря) 1912 года в селе Троицкое, что знаменито своими садами и виноградниками и расположено на землях нынешнего Беляевского района Одесской области.

    Свое вокальное образование будущий артист начал в Кишиневской консерватории «Униря», и параллельно учился в агрономическом институте.

    В дальнейшем продолжил обучение вокалу в Кишиневской муниципальной консерватории у Лидии Липковской – одной из лучших певиц первой четверти XX века, выступавшей во многих театрах мира.

    В 1938 году, окончив институт и консерваторию, он стал солистом Клужской оперы в Румынии.

    В Одессе Дидученко появился впервые как гастролер из Клужа в 1942 году. Здесь он выступал часто и с большим успехом. Одесские газеты не переставали пестреть заголовками, в частности: «Большой успех тенора Дидученку в опере «Богема»», «Постановка «Риголетто» в Одесском театра Оперы и Балета. Новый успех артистов Дидученку и Сысоенко».

    У него сразу же появилась своя публика, горячие почитатели таланта. Оперы «Севильский цирюльник», «Риголетто», «Травиата», «Сельская честь» шли с неизменным успехом.

    «Девочкой в годы войны мама водила меня в театр... – рассказывала экономист и меломан Н. Литвиненко, – На галерее мы с удовольствием слушали любимых певцов, прежде всего Дидученко. Особенно запомнился мне такой эпизод. В «Риголетто» он, как гастролер из Румынии, пел на румынском, а знаменитую песенку Герцога повторил сперва по-итальянски, а затем... по-русски. Это вызвало гнев румынских офицеров, сидевших в партере: в знак протеста они начали топать сапогами. И делали это так громко, что невозможно было слышать певца. Мы очень волновались за Николая Николаевича, опасаясь неприятностей...».

    Весной 1944 года Дидученко вернулся в Клуж, а через год пел уже в Киеве. О появлении Николая Николаевича на киевской сцене украинский поэт, публицист и литературовед Максим Рыльский в своих заметках отметил так: «Во втором спектакле впервые на киевской сцене выступил артист Н. Дидученко, который сразу завоевал себе прочный успех у зрителей. Он имеет прекрасный голос, высокую технику исполнения и значительную сценичность. Он певец и актер привлекательный и умелый, эмоциональный и волнующий. Хотелось бы пожелать многим певцам киевской оперы, чтобы они так почитали украинский язык, как Дидученко, который еще так недавно начал его изучать».

    В 1946 – 47 годах Дидученко – солист Харьковской оперы. А после одного сезона в Харькове Николай Николаевич приезжает в Одессу, с которой будут связаны 17 последних лет его исполнительской деятельности.

    В эти годы главный дирижер театра Николай Покровский писал: «Певец обладает редким по красоте тембра, сильным и свободным голосом, блестяще исполняет партии лирико-драматического репертуара».

    Конечно, прежде всего, в своей сценической биографии Дидученко воспринимался как исполнитель западноевропейского репертуара, но он был убедительным и в славянском репертуаре. Певец был любознателен, и всегда стремился расширять список исполняемых им партий.

    В начале 50-х годов ХХ века феерично прошла премьера «Риголетто» с участием Николая Дидученко и Галины Олейниченко, чей путь в мир музыки начался из села Граденицы. Так, благодаря судьбе, в Одесском оперном театре встретились два таланта из двух соседних сел Беляевщины.

    И вот уже спустя много лет, став звездой Большого театра, заслуженной артисткой РСФСР, Галина Васильевна Олейниченко вспоминала: «Когда я пришла в театр, то пела «Риголетто» с Николаем Николаевичем и никак не могла поверить, что такое вообще могло случиться! Он стал прекрасным моим партнером».


    Дж. Верди. «Риголетто». Г. Олейниченко и Н. Дидученко

    Говорят, что тенора слишком бережно относятся к своему голосовому аппарату, а Николай Николаевич не отказывался от поездок для выступлений и перед целинниками. Он пел по несколько концертов в день в достаточно сложных условиях.

    Со временем, оставив сцену, в 1964 году Дидученко обратился к педагогике, преподает в Одесской консерватории. А с 1965 года обучает пению уже в Кишиневском институте искусств. За время своей педагогической деятельности Николай Дидученко подготовил немало талантливых певцов. Среди, достигших широкую известность, его учеников – композитор, заслуженный артист УССР Болотный Николай Иванович, а также педагог, народный артист СССР Мунтян Михаил Иванович.

    Параллельно он ведет научно-исследовательскую работу. В 1970 году заканчивает небольшую монографию о Марии Чеботари – австрийской певице и актрисе молдавского происхождения. Этот труд, в основу которого легли материалы, присланные Дидученко из Берлинской и Дрезденской опер, а также выписки из австрийских и румынских периодических изданий, теперь находится в Национальном архиве республики Молдова.

    Однако, к сожалению, многие задумки и планы Николая Николаевича так и не были реализованы. Скончался Дидученко Н. Н. 6 августа 1970 года в г. Кишинев. Умер внезапно летом на рыбалке. Ранняя, но легкая смерть. Говорят, что такую посылают праведным людям.

    Когда в честь 200-летия Одессы открывался международный фестиваль оперной музыки, ученик Дидученко Михаил Мунтян обратился к публике: «Я рад петь в городе моего учителя».

    Память об уроженце с. Троицкого, Николае Дидученко, хранится в музее Одесского национального академического театра оперы и балета. Его имя занесено в Энциклопедии современной Украины и Молдовы.

    Вот так ворвалась в жизнь простого паренька из села любовь к пению. И пусть он не был удостоен почетного звания, для многих слушателей он был всегда народным артистом.



    Забиянов Е.
    c. Троицкое. 2017 г.
    Персоналії

  • Біляївка
  • Бецилово
  • Великий Буялик
  • Великий Дальник
  • Важне
  • Василівка
  • Вигода
  • Градениці
  • Дачне
  • Дослідне
  • Егорівка (Ферстерово)
  • Ільїнка
  • Кагарлик
  • Каменка
  • Кубей
  • Лиманське
  • Маринівка
  • Маяки
  • Роздільна
  • Троїцьке
  • Усатово
  • Яски














  • © КРАЄЗНАВЦІ ОДЕЩИНИ 2013-2024        Відкриваємо історію Півдня України