Меню сайта

Область и районы
  • Ананьевский р-н
  • Арцизский р-н
  • Белгород-Днестр-й
  • Беляевский р-н
  • Березовский р-н
  • Болградский р-н
  • Великомихайловский
  • Ивановский р-н
  • Килийский р-н
  • Кодымский р-н
  • Лиманский
      (Коминтерновский) р-н
  • Николаевский р-н
  • Одесса
  • Одесская обл.
  • Окнянский
      (Красноокнянский) р-н
  • Подольский
      (Котовский) р-н
  • Овидиопольский р-н
  • Раздельнянский р-н
  • Ренийский р-н
  • Саратский р-н
  • Татарбунарский р-н

  • Николаевская обл.
  • Николаевский р-н


  • Обсуждение в VK




    Яндекс.Метрика


    История края
    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

    Ренийский район, Одесская область

    Рени - специальная экономическая зона, морской торговый порт

    Город Рени расположен в юго-западной части Одесской области на расстоянии 320 км от областного центра г. Одессы. Если взглянуть на карту, то можно отметить, что г. Рени расположен на стыке трех государств. Город граничит с Республикой Молдова и Румынией, общая длина сухопутной границы - 131 км, по реке Дунай - 50 км.

    Рени - город (с 1821), является административным центром района. Известен с 1548 года. В 19 веке - заштатный город Бессарабской губернии.

    В городе Рени проживают 24,6 тыс. человек.

    Кроме реки Дунай, в районе города находится придунайское пресноводное озеро (лиман) Кагул.

    Город Рени - крупный транспортный узел, в состав которого входят морской торговый порт и железнодорожная станция Рени.

    Ренийский морской торговый порт - самый большой и наиболее технически оснащенный украинский порт на реке Дунай, глубины которого возле причалов достигают 7,5 м. Это позволяет принимать в порту многотоннажные суда. Проектная мощность порта - 14,5 млн. тонн перевалки грузов в год. Количество работающих - почти 2300 чел. Порт специализируется на переработке экспортно-импортных грузов. Грузовые работы выполняются на четырех производственно - перегрузочных комплексах. Технические возможности позволяют осуществлять переработку контейнеров, леса (кругляк), металла, труб, оборудования и тяжеловесных грузов, колесной техники, навалочных грузов (руда, кокс, уголь, минеральные удобрения, цемент), продовольственных грузов и зерна.

    В порту действует специальный комплекс по обработке судов с горизонтальным способом погрузки (Ro-Ro). Ренийский порт открыт для переработки подакцизных товаров.

    Отчисление от хозяйственной деятельности Ренийского порта является основным источником пополнения городского бюджета.

    Из истории города:

    Город Рени относится к числу древнейших поселений на побережье Дуная. Найденные на его территории археологические памятники относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Двигаясь в Западном направлении, люди образовали вначале поселения у озера Ялпуг, потом достигли Прута, основав недалеко от его впадения в Дунай нынешний город Рени. Это исследовал и описал в своих работах сотрудник института Археологии Академии Наук Украины, уроженец г. Рени Леонид Васильевич Субботин, который впоследствии работал в Одесском госуниверситете, возглавлял Дунайско-Днестровскую археологическую экспедицию, а в настоящее время является сотрудником Одесского археологического музея.

    Город пережил период древнегреческой колонизации. Во втором веке до нашей эры сюда пришли римляне. В нижнем течении Дуная они сооружали крепости, служившие плацдармом для расширения своих границ.

    После распада Римской империи, город вошел в состав Византии. Как утверждал римский географ Касторий, в начале IV века на берегу Дуная поселились восточные славяне. Это же утверждает и русский летописец Нестор, автор знаменитой "Повести временных лет".

    В X-XII веках Рени входил в состав Киевской Руси, а затем Галицко-Волынского княжества. Ему довелось пережить и татаро-монгольское иго. В 1621 году город был завоеван турками, которые дали ему название Тамарово. Кстати, название Рени, как Тамарово помнят и поныне жители гагаузских и молдавских сел Ренийского района.

    Историки считают, что нынешнее название города происходит от романского слова arena (арена), которое впоследствии генуэзско-венецианские купцы преобразовали в Рени. Оно обозначает песчаное место, удобное для стоянки судов, то есть - порт, гавань.

    Рени пришлось пережить набеги крымских татар. Через него прошли войска под командованием русского фельдмаршала Румянцева, разгромившие в три раза превосходившую турецкую армию. В этой армии сражался будущий великий полководец Михаил Кутузов, впоследствии одержавший победу над Наполеоном. Не исключено, что он ходил по улицам древнего города. Возможно, что его жители могли видеть и полководца Александра Суворова, вошедшего в историю за взятие крепости Измаил, расположенной в 70-ти километрах от Рени, а также за ряд выдающихся побед над янычарами.

    Освобождение придунайских земель от турков способствовало переселению на них русских и украинцев. Население придунавья значительно возросло за счет казаков, которые хлынули сюда после ликвидации в начале XIX века Запорожской Сечи. И поныне в Рени живут потомки легендарного казацкого рода.

    Выгодное геополитическое расположение, прежде всего удобная пристань и порт дали городу прекрасные возможности для экономического развития. Этому способствовала и Русско-турецкая война 1877-1878 гг., положившая конец турецкому гнету. Особое значение имело строительство в 1877 году железнодорожной ветки Бендеры - Галац, протяженностью 285 километров. Характерно, что построили ее за рекордно короткий срок - два месяца. В проектировании и строительстве этой ветки принимал участие инженер-путеец, а впоследствии известный русский писатель Гарин-Михайловский. Это событие в его жизни отражено в романе "Инженеры". На здании железнодорожного вокзала в честь писателя установлена мемориальная доска. Вторая мемориальная доска на этом же здании установлена в честь знаменитого украинского писателя Михаила Коцюбинского, который жил и работал в г. Рени. Его имя носит местная школа №1 .

    Страницы истории города Рени украшены жизнью и пребыванием в нем различных знаменитых личностей. Во время русско-турецкой войны 1806-1812 гг. здесь побывал писатель Иван Котляревский, во время первой мировой войны - молодой Валентин Катаев, посвятивший впоследствии городу свой "Юношеский роман".

    В ноябре 1915 года резиденцию флигель-адъютанта его императорского величества, капитана первого ранга М.М. Веселкина посетил последний из династии Романовых - царь Николай II.

    Рени - это родина двоюродных братьев Аристида Доватура и Александра Дейча, преподавателей Санкт-Петербургского университета, докторов наук: первый филологических, второй - физико-математических. В центре города расположено здание, в котором они родились и выросли. Сейчас здесь размещается отдел образования, а на здании установлена мемориальная плита. В честь А. Доватура его ученики супруги Черных назвали открытую ими планету именем родного города ученного - "Рени № 1792".

    В Рени жил и работал хирург Михаил Романов, участник событий, отраженных в знаменитом советском кинофильме "Чрезвычайное происшествие" ("Ч П"). Он пользовался большой любовью и признанием ренийцев, и ему было присвоено звание "Почетный гражданин г. Рени".

    С древних времен о Рени знали далеко за его пределами. И это благодаря тому, что удобная пристань постепенно превратилась в морской торговый порт. В изданном в 1899 году Аккерманским земством "Статистическом описании Бессарабии" говорится: "Ренийский порт находится в таком месте, что всякое судно, идущее по Дунаю из Черного моря, не может миновать сей части Дуная".

    В 1883 году в Рени было образовано акционерное общество "Торговый дом князь Юрий Гарин и Ко". Это общество положило начало регулярному плаванию судов по Дунаю и, по сути, создание общества стало рождением Ренийского морского торгового порта. С 1900 года после углубления Килийского гирла Дуная в порт стали заходить морские суда. Это открыло огромные перспективы для города, в котором порт всегда являлся самым главным предприятием. В 1903 году было создано Государственное Русско-Дунайское пароходство, давшее предприятию большой экономический толчок.

    Но настоящее развитие порт получил в послевоенное время. На причалах предприятия практически не было никакой техники. Погрузка судов шла с помощью тачек, которые грузчики толкали впереди себя. В первые послевоенные годы на причалах порта стало расти число кранов, грейферов. В конце 50-х - начале 60-х годов на территории порта была построена вторая железнодорожная колея, расширены причалы, а весь порт был поделен на районы.

    Мощность предприятия росла год от года, оно превратилось в крупнейший транспортный узел, обслуживающий не только СССР, но и страны Совета Экономической помощи.

    Рени - это порт, так считают не только сами ренийцы, но и те, кто знаком с городом, его главным предприятием. В 1937 году в бюллетене Румынского королевского географического общества говорилось о том, что Рени с точки зрения благоустройства немногим превосходит деревню. Численность населения здесь составляла 12761 человек. Благодаря порту свое развитие получила городская социальная инфраструктура. Жилые дома вначале двухэтажные "хрущевки", а со временем пятиэтажки улучшенной планировки, типовые детсады, клуб и др. украсили улицы города. Население увеличилось более чем в два раза. Если в 1945 году порт перерабатывал 223 тысяч грузов, то в 1984 году грузооборот составил 13 млн. тонн. Докеры обрабатывали более 8 тысяч судов, 100 тысяч вагонов и по объему грузоперевалки Ренийский порт вышел на шестое место среди морских портов системы Министерства Морского флота бывшего Союза ССР. v Кроме транспортного узла, в городе действовал целый ряд филиалов, хлебозавод, пищекомбинат, несколько строительных организаций. Учитывая тот факт, что город окружают водоемы (кроме Дуная, озера Ялпуг и Кугурлуй) был создан рыбоколхоз имени Чапаева, который прославился не только добычей, но и переработкой рыбы. Его продукция завоевала признание покупателей. Действовали два сельскохозяйственных предприятия.

    В городе имеется две больницы - районная и портовиков. Причем, вторая, построенная югославскими строителями, предоставляет пациентам прекрасные условия и обслуживание на высоком уровне. Дети обучаются в шести школах, развивают свои таланты в центре детского творчества и школе искусств. 1 сентября 1998 года здесь открылся филиал Днепропетровской академии управления бизнеса и права.

    С 1944 года издается районная газета "Ренийский вестник" (старое название "Придунайская искра"), а с декабря 2000 года начал выходить городской еженедельник "Час пик". Работает Ренийское муниципальное телевидение.

    В последние годы город и его главное предприятие вместе со всей страной переживают экономический кризис. С распадом Совета экономической взаимопомощи, развалом Союза порт и железная дорога потеряли основную часть своих традиционных грузов, грузообороты здесь сократились почти в 10 раз. В то же время стало развиваться предпринимательство, в соответствии с утвержденной городским советом программой осуществлена приватизация объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

    Рени - это форпост Украины на Дунае, его ворота. Он расположен на границе трех государств - Украины, Молдовы, и Румынии, поэтому он просто обречен на экономическое процветание. Городской совет прилагает большие усилия к тому, чтобы сполна использовать возможности для развития. В марте 2000 года Верховная Рада Украины приняла Закон "О специальной экономической зоне "Рени". Его реализация способствует привлечению инвестиций для возрождения старых и создания новых предприятий на территории СЭЗ, развитию социальной инфраструктуры города. А это имеет большое значение, поскольку в соответствии с договоренностью между тремя сопредельными государствами этот город на Дунае будет входить в состав Международной экономической зоны "Рени-Джурджулешты-Галац".

    Кроме того, в Рени создается социополис - экономический полигон Украины, на котором будут отрабатываться европейские модели местного самоуправления, а также программа трансграничного сотрудничества с последующим внедрением в масштабах всей страны. И нет сомнения в том, что звезда Рени засияет все ярче и ярче.

    Перспективы трансграничного сотрудничества стран Дунайского бассейна

    В силу удачного географического расположения г. Рени имеет давние контакты как с Румынией и Молдовой, так и с рядом стран Дунайского бассейна (Болгария, Югославия, Венгрия), но особое внимание предполагается уделять развитию взаимовыгодных отношений именно с Республикой Румыния, в частности с ее пограничным городом Галац.

    Исходя из глобальных интересов Украины, направленных на последовательную экономическую интеграцию в европейское и мировое хозяйство, основным приоритетом на уровне г. Рени является формирование эффективных трансграничных связей. Приоритетным направлением развития украинско-румынских межрегиональных отношений является реализация соглашений о межрегиональном сотрудничестве.

    Особое внимание уделяется активному развитию трансграничных учреждений, в частности, в рамках межрегионального трансграничного проекта взаимного сотрудничества между Украиной и Румынией с участием итальянской стороны (провинция Неаполь) по программе TACIS, поскольку г. Рени является его активным участником

    Европейской комиссией при участии муниципалитетов городов Рени (Украина) и Галац (Румыния) специально для нашего региона разработана программа трансграничного сотрудничества "Совместное изучение социально - экономического развития городов Галац и Рени, сохранение естественной окружающей среды и местной транспортной системы".

    Проект направлен на изучение путей экономического оживления региона, основанного на использовании существующих ресурсов и модернизации транспортной системы. Следовательно, проект ориентирован, во-первых, на местные организации (прежде всего на вовлеченные два муниципалитета, а также на региональные и национальные власти), а также на местные общины и деловые круги региона, которые будут основными потребителями заключений этого изучения.

    Программа подразумевает изучение существующей ситуации со специфической ссылкой на экономическую и окружающую среды, ресурсы и на существующую инфраструктуру, и должна определить действия, необходимые для гарантированной защиты таких ресурсов и "интеграции" транспортной сети.

    Трансграничное сотрудничество, как одно из средств оживления социально-экономических процессов на пограничных территориях, требует комплексного подхода с учетом передового, адаптированного к региональным особенностям Украины европейского и мирового опыта.

    Перспективное развитие трансграничного сотрудничества должно предусматривать:
    • постепенный переход от торгово-сбытовых к производственно-инвестиционным внешнеэкономическим связям на основе развития международной кооперации и привлечения прямых иностранных инвестиций;
    • вхождение пограничных областей Украины в европейские региональные структуры;
    • создание благоприятных условий для развития малого бизнеса, прежде всего в аграрном секторе экономики (налоговая, кредитная, таможенная политика);
    • формирование трансграничной банковской сети и трансграничных торгово-промышленных организаций;
    • приоритетное развитие технико-экономических структур, которые обеспечивают трансграничное сотрудничество (транспортные магистрали и их обслуживание, аэропорты, вокзалы, отели, мотели, автосервис, заправочные станции, перевалочная складская сеть, связь, сфера услуг, торговля);
    • интенсификация развития телекоммуникационных и компьютерных сетей;
    • ускорение создания зоны свободной торговли между Украиной и Румынией в контексте интеграции в ЕС;
    • в связи с увеличением трансграничных миграций ускорение подписания с Международной организацией работы конвенций по различным аспектам международных отношений по вопросам работы за границей;
    • необходимость координации действий и объединения финансовых и материальных возможностей их участников для интенсификации трансграничного сотрудничества; уделение им большего внимания в региональных и государственных планах развития, а также в прогнозах общенационального уровня.


    Экономическое, политическое, правовое развитие любого государства в значительной мере зависит от его участия в международных экономических отношениях, в частности в инвестиционной сфере. Еще ни одна страна не была в состоянии создать полноценную экономику, изолировав себя от мировой экономической системы. Наиболее эффективным способом развития экономического потенциала государства является оптимальное использование инвестиций. Важной предпосылкой привлечения иностранных инвестиций является наличие четкой нормативной базы, которая регулирует инвестиционную деятельность в Украине.

    В процессе привлечения и осуществления иностранных инвестиций возникает много проблемных вопросов, без решения которых нельзя надеяться на быстрые и значительные объемы поступления иностранных инвестиций в Украину и в г. Рени в частности. Без стабильной правовой основы осуществления иностранных инвестиций в Украину невозможно обеспечить гарантии иностранным инвесторам. Однако, правовая основа осуществления иностранных инвестиций в Украину требует усовершенствования, причем есть проблемы, которые можно решить только на общегосударственном уровне. С другой стороны, следует учитывать, что недооценка географического фактора и приоритетов в развитии Ренийского региона наряду с отсутствием государственных и региональных льгот для инвесторов может иметь отрицательное влияние на социально-экономическое развитие территории.

    Опыт многих стран мира свидетельствует, что на процесс создания благоприятного инвестиционного климата влияет целый ряд факторов, как на макро-, так и на микроуровнях. Причем высочайшая инвестиционная активность отмечается при условии наличия обоснованной концепции развития инвестиционной политики.

    Стратегический характер наших отношений с Румынией будет во многом определять будущее лицо Украины в Европе. Город Рени - один из ключевых пунктов в этом процессе. Поэтому необходимо максимально использовать возможности "дороги" через Румынию к современной Европе, не теряя при этом позиций равноправного партнера.


    СПРАВОЧНО :

    Официальный сайт Специальной экономической зона «Рени» - www.sez-reni.narod.ru

    Ренийский городской голова - Сергей Колевич : -
    - " ....Специальная экономическая зона "Рени" была создана в конце 2000-го года и уже работает. Масштабный инвестиционный проект, суммой капиталовложений на 26 миллионов долларов, - завод по переработке сои с элеватором единовременного хранения на 60 тысяч тонн. Еще вчера он был, как говорится, виртуален, а сегодня - воплощается в конкретных делах. Столь же масштабный (подобно соевому) проект российской Объединенной нефтегазовой компании. Строительство завода по производству сжиженного газа. Объем производства - от 50 тысяч тонн до 250 тысяч тонн в год, - это уже с выходом на проектную мощность. Осуществляет проект фирма "Лагуна_Рени". Как юридическое лицо зарегистрирована фирма "Ренилес", инвестором которой выступает украинско-российская инвестиционная компания "Агропроминвест". Это - третий завод по переработке леса, но - не единственный, потому что существует в стадии разработки еще один проект производства по лесопереработке. Разворачиваются проекты по производству каменноугольной смолы, упаковке соли и ряд других.
    … Еще вчера будущее города могло показаться разве что красивой сказкой, рождавшейся в городском Совете. Сегодня оно уже воплощается в чертежах и конкретных планах. Генеральный план развития Рени на 30 лет разработан по заказу горсовета институтом "Дипромисто". Работа длилась восемь месяцев, к созданию генплана были подключены еще двенадцать смежных институтов Украины, занимающихся перспективой развития городов.

    Но уникальность этого проекта состоит в том, что он учитывает возможности трансграничного сотрудничества, формирование города европейского типа, с отработкой европейской модели местного самоуправления, проведение социально-экономического эксперимента на территории Рени.

    Территория Рени это также Долинское и Лиманское, как слагаемые будущего социополиса - понятие для нас относительно новое, и, очевидно нуждающееся в "расшифровке". Социополис - модель будущей ограниченной территории, где осуществляются проекты развития местного самоуправления, опережающих технологий на производстве, а производство выносится на границы территорий, где резко развиваются инфраструктуры городского хозяйства, благоустраивается жилая территория, транспортные потоки выводятся за границы городской черты, создаются комплексные системы рекреации, зоны отдыха. Одним словом, город становится классически европейским, как внешне, так и внутренне, в смысле поддержки государством местного самоуправления. Прибавим к этому, что Рени-Долинское-Лиманское составят Международную экономическую зону, о реализации идеи которой президенты Украины, Молдовы и Румынии договорились еще три с небольшим года назад, в 1997 году в Измаиле.

    В Рени - уникальная почва для создания социополиса, - это и границы, и транспортные коридоры, и природные ископаемые, и возможность привлечения интеллекта. Мы сделали город интересным для инвесторов. И отечественных, и зарубежных...."


    Ренийский р-н
    Интерактивные карты
  • OpenStreetMap
  • Яндекс карты
  • Карты Google


  • Ренийский район
  • Рени



  • community@kraeved.od.ua        КРАЕВЕД © 2013-2017        Открываем историю одесского края