ПРО ОРГАНІЗАЦІЮ
     

ПРОЄКТИ
  • Мапи
  • Книги
  • Статті
  • Періодика


  • ОБЛАСНИЙ ПОДІЛ
  • Березівський р-н
  • Б-Дністровський р-н
  • Болградський р-н
  • Ізмаїльський р-н
  • Одеський р-н
  • Подільський р-н
  • Роздільнянський р-н

  • Баштанський р-н
  • Вознесенський р-н
  • Миколаївський р-н
  • Первомайський р-н


  • СТАТИСТИКА




    Статті
    МАПИ   |   КНИГИ   |   СТАТТІ   |   ПЕРІОДИКА   |  

    А Б В Г Д Є Е Ж З І И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


    Шевченко А. М., канд. ист. наук, г. Измаил

    БУДЖАКСКИЕ ТАТАРЫ В ЧЕРНОМОРСКОЙ ТОРГОВЛЕ XVII – XVIII ВВ.

    В статье рассмотрено участие буджакских татар в черноморской торговле XVII – XVIII вв. Проанализированы группы товаров, вывозимые на продажу в Крым и в Турцию. Раскрыта номенклатура ввозимых товаров в татарские поселения. Дана оценка торговому и хозяйственному потенциалу орды Буджака.

    Современная историография уделила крайне мало внимания участию ногайских племен в черноморской торговле периода османской гегемонии (XVI – XVIII вв.). В работах российских имперских и советских историков всячески подчеркивалась отсталость ногайцев, их примитивный кочевой образ жизни. При этом совершенно игнорировался факт наличия у них постоянных поселений, которые вели достаточно оживленную торговлю [3; 7 – 9].


    Однако еще в XVIII в. иностранные путешественники [7] достаточно высоко оценивали уровень товарно-денежных отношений в Буджакской орде. На современном этапе появляются единичные научные разработки, где подчеркивается важное место ногайских татар Буджака в торговых операциях Крымского ханства и Османской империи [2; 4 – 6]. Поэтому автор в данной публикации считает необходимым систематизировать данные о торговых оборотах Буджакской орды и провести обобщающие выводы относительно уровня и активности буджакских татар в черноморской торговле.

    После заселения Буджака ногайцами в конце XVI ст. начинается постепенное возрождение хозяйственного комплекса региона. Буджакские ногайцы вели полуоседлый образ жизни. Автор согласен с позицией исследователя А. Шенникова: «В корне неверным является тезис о кочевом образе жизни ногайцев… Буджакский климат не способствовал кочевому хозяйству. Зимой толщина снегового покрова превышала 30 см., что исключало возможность самостоятельного прокорма животными. Татары были вынуждены заготавливать сено заранее» [9, с. 51]. В начале XVII ст. татары основали в Буджаке 70-80 поселений, столицей орды было поселение Каушаны (Кавшан). В XVIII в. татары жили уже в 212 поселениях и городах, среди которых можно отметить такие торговые центры как Татар-Бунары, Каушаны, Буджак, Ашабаг и др. [3, с. 48 – 49]

    Исходя из оседлости татар, можно определить направления их хозяйственного сектора. Основу составляли земледелие, направленное на выращивание товарных хлебов (пшеницы, ячменя, кукурузы) и овцеводство. Сами татары предпочитали употреблять просо, за что их молдаване презрительно называли «просоеды». Главным центром хранения татарского зерна был Татар-Бунары. Здесь находились амбары и склады [8, с. 55].

    О состоянии животноводства свидетельствуют такой факт: в период 1769 – 1812 гг. поголовье овец в Буджаке выросло с 888 тыс. до 2,7 млн. голов. При населении Буджака в 30-45000 человек, количества голов скота явно было избыточным [1, с. 114 – 115].

    Татары активно занимались виноградарством и садоводством: в Татар-Бунарах 200 домохозяйств, в Каушанах все 500 дворов имели виноградники [8, с. 55]. На 1814 г. в татарских селах Хаджимус 195 дес. земли находилось под садами, Кицканы – 335 дес., Фарладаны – 130 дес. [1, с. 139].

    Таким образом, буджакские татары имели продовольственные излишки, которые они реализовывали турецким, запорожским и крымским торговцам.

    Анализируя участие татар в черноморской торговле, следует отметить два важных момента. Ряд исследователей (Барабанов О., Маврина О., Прохоров Д.) предпочитают называть ее крымской, поскольку Крым был центром торговых операций [2; 4; 6]. Называть торговлю турецкой не совсем правильно, так как в XVII – XVIII ст., Турция утратила гегемонию в Черном море, значительно уступив России и запорожским казакам. Однако, тот же Барабанов О. отмечает, что крымская торговля была транзитной [2, с. 279]. В конечном итоге, татарские товары с Буджакской орды попадали в Стамбул, как и турецкие товары привозились напрямую или через Гезлеве в Буджак.

    Наиболее полные сведения о размахе торговли Буджака с Турцией и Крымом предоставлены в работе французского дипломата-путешественника Шарля де Пейссоннеля. В одной из частей своих записок «О малом Татарии» Пейссоннель подробно рассматривает торговлю татар.

    Анализирую номенклатуру товаров, привозимую в Буджак, автор пишет: «Привозят татарам персидские ковры всех цветов, но более требуются малинового цвета. Ситцы берут на платья, кафтаны. Астарский холст для мужских и женских рубах. Льняные полотна для женских платков и мужских поясов. Сафьян для изготовления конской сбруи. Шелк и шелковые шнурки для обшивания одежды. Нитки для шитья всех видов. Особенно ценятся из фальшивого золота» [7].


    Кроме текстиля татары покупали практичные вещи. Особенно ценилось железо для изготовления котлов, гвоздей, колес к телегам, подков, стремян, плугов для земледелия. Автор сознательно выделил этот вид привоза товаров, показывая, что татары занимались земледелием. Вторым по значению был привоз кожи для изготовления седел «Эту кожу привозят в Очаков, Бендеры, Кавшан (Каушан)» [7].

    Достаточно интересной является 3 группа ввозных товаров, которые можно назвать товарами для комфорта. «Ртуть для избавления от червя (видимо гельминты – автор). Румяна и белила для женщин, гребни для расчесывания волос, медные гвоздики для обивки седел». Эти товары большей частью привозились из Крыма. Табак татары привозили из Дубоссар, позже из России. Поскольку курение было распространенно повсеместно, требовалось большое количество деревянных чубуков для трубок, а бедный на лес Буджак этого предоставить не мог.

    Чубуки привозились из Анатолии. Оттуда поставлялась древесина для изготовления кибиток. Объем этих поставок сравнительно невелик, поскольку «татары крайне неохотно пользовались деньгами. Они предпочитали обменивать товары, меняя только на нужные им вещи» [7].

    Вывозная торговля татар была значительно больше по объемам. Из 3-х портов Крымского ханства – 2 (Овидиополь и Аккерман) фактически находились в Буджаке. Но Овидиополь получал зерно из низовий Днепра, а Аккерман – из Килии, Татар-Бунар, Каушан, Измаила. В 1758 г. крымский хан Крым Гирей назвал Аккерман одним из главных портов ханства по вывозу зерна в Османскую империю [5, с. 187].

    В основном вывозились пшеница и кукуруза. «Ногайцы вовсе не едят хлеба. Они питаются говядиной, просом, приготовленным на различные манеры и молочными кушаньями. Поэтому они продают весь хлеб и ячмень, какой у них есть» [7]. Кукуруза не считалась в Стамбуле зерном и не облагалась налогом. Зерно отсюда привозилось в Аккерман и загружалось на турецкие корабли. Благодаря близости к татарским амбарам Татар-Бунара, Аккерман становится 3-м по экспорту зерна портом Крымского ханства в Стамбул. В 1756 г. турецкие суда отсюда вывезли в Османскую империю 57150 (1428 тонн) османских киле пшеницы [5, с. 185]. Как указывает исследователь Прохоров Д.: «Зерновым поставщиком Стамбула в Северном Причерноморье … становится Бессарабия [2, с. 279; 6, с. 391]. Как отмечал французский путешественник Ж. де Люк: «В татарские поселения турецкие и армянские купцы приезжали покупать зерно (пшеницу, овес, кукурузу), рогатый скот, сало, шерсть, сыр, вино и верблюдов» [9, с. 58].

    Рост вывоза зерна сопровождался увеличением тарифов. Во время правления Девлет-Гирея IV (1775 – 1776) пошлина с одного крымского киле хлеба (1 киле – 2 пуда 10 фунтов) равнялась 8 пар, а уже при Шагин-Гирее II (1776 – 1783) она составляла от 10 до 15 пар [6, с. 391]. Несмотря на это экспорт зерна постоянно увеличивался. Молдавский исследователь И. Грек упоминает, что крымский хан получал от Буджака 30 000 молдавских левов налогами [3, с. 48-49].

    Второе место по объемам занимала продажа скота и шерсти. Ежегодно татары продали 70-80 000 голов скота. Эвлия Челеби вспоминал, что на скотобойнях на Дунае ежегодно забивали до 50 000 коров и быков [1, с.114].

    Пейссоннель также упоминает «огромное количество быков, овец, лошадей, их кож, коровье и овечье, кобылье молоко которые расходятся по всем владениям хана». Немытая шерсть вывозилась даже в Черкессию, коровьи, бараньи кожи поставлялись в Крым [7].

    Важное место в торговых отношениях с Крымом и Стамбулом занимала работорговля. Справедливости ради стоит отметить, что татары продавали в рабство не только молдаван, но и своих детей. О продаже татарами в рабство своих соплеменников свидетельствовал и Ж. де Люк, хотя при этом отмечал, что подобное происходило нечасто. Английская путешественница Мэри Гатри, посетившая полуостров в 1795 – 1796 гг, писала, что у ногайцев и до конца XVIII в. сохранился обычай продажи детей в рабство [6, с. 397]. Татарские невольники ценились больше всех, так как считалось, что татарин никогда не предаст своего господина. Продажа цыган и русских в рабство считалась неприбыльной поскольку «это люди ленивые, хитрые, лживые» [6, с. 398].

    Анализируя процесс торговых отношений, французские путешественники отмечают, что татары торгуют только с ближайшими городами. Среди торговых центров Буджакской орды упоминаются Аккерман, Каушаны, Килия, Смаилов (Измаил), Бендеры. Крымские купцы (называемые кирджис) сами приезжают к ногайцам. Четко фиксированных цен в торговых отношениях не было, чаще всего производился обмен товаров. Благодаря этому кирджисы получали до 30% чистой прибыли. Если и использовалась денежная торговля, то татары предпочитали крымские монеты, которые часто использовали в качестве украшений (ожерелья) для своих жен.

    Подводя итог сказанному, следует отметить, что полукочевой образ жизни буджакских татар позволял им реализовывать продовольственные излишки в Турцию и Крым. Важное место в торговле занимала продажа рабов. Торговля часто носила обменный, натуральный характер. Продовольственные товары обменивались на ткани, железо, дерево, предметы роскоши. Однако реализация зерна в Стамбул, позволяла татарам платить денежные налоги крымскому хану.

    В начале ХІХ века торговые операции были полностью прекращены из-за вытеснения татар из Буджака российскими войсками.

    Литература:
    1. Анцупов И. А. Аграрные отношения на юге Бессарабии (1812 – 1870 гг.). Кишинев: Штиинца, 1978. 235 с.
    2. Барабанов О. Н. Товарооборот черноморской торговли в XVIII веке (Крым, Запорожье, Турция, Россия). Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 1993. Вып. ІІІ. С. 279 – 284.
    3. Грек И. Ф., Русев Н. Д. 1812 – поворотный год в истории Буджака и «задунайских переселенцев». Кишинев: Stratum plus, 2011. 142, [16] с.
    4. Маврина О. С. Крымское ханство и Османская провинция Кефе в системе черноморской торговли в конце XV века. Боспорские исследования. Симферополь: КО ИВ НАНУ, 2004. Вып. V. С. 396 – 404.
    5. Нариси з історії освоєння Південної України XV – XVIII ст. Київ: К.І.С., 2020. 288 с.
    6. Прохоров Д. А. Крымское ханство в контексте черноморской торговли (XV – XVIII вв.). Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2001. Вып. 8. С. 338 – 403.
    7. Пейссоннель Ш. Д. Трактат о торговле на Черном море. URL: http://apsnyteka.org/766-peisonnel_sh_traktat_o_torgovle_na_chernom_more.html
    8. Шевченко А. М. Економічне становище Буджака у часи турецького панування. Миколаївщина і Північне Причорномор'я: історія та сучасність. До 100-річчя Національного університету кораблебудування імені адмірала Макарова: матеріали Х Всеукраїнської науково-методичної конференціїї. 9 жовтня 2020 року. Миколаїв: НУК, 2020. С. 54 – 56.
    9. Шенников А. А. Жилые дома ногайцев Северного Причерноморья. Славяно-русская этнография. Ленинград: изд. Географического общества СССР, 1973. С. 47 – 72.



    Статья поступила 14.12.2020 г.


    Автори статей

  • Аргатюк С. С.
  • Баковецька О. О.
  • Волосєвич Є. С.
  • Гулянович І. М.
  • Джумига Є. Ю.
  • Єфімов Г. В.
  • Жосан С. І.
  • Кобилюк О. В.
  • Моторна І. В.
  • Позняков В. А.
  • Сапожніков І. В.
  • Шевченко А. М.






  • © КРАЄЗНАВЦІ ОДЕЩИНИ 2013-2024        Відкриваємо історію Півдня України