К 60-ым годам XIX века в Благоево проживало 2207 душ, а в начале 80-ых годов их было уже 3797 душ, население увеличивалось как за счёт естественного прироста, так и за счёт ново прибывающих из болгарских земель. Семейства увеличивались, росли дети, выделялись новые молодые семьи, а землепользование оставалось прежним. Многим семьям уже не хватало земли, выпасов для скота и заготовки сена. Богатые семьи по захватывали выпаса и сенокосы у села, в пойме реки Кошка. Другим достались выпасные земли, в так называемой «Сухой балке», в отличие от «мокрой» — поймы реки.
Но к середине лета в «Сухой балке» травы уже не было, поэтому безземельные и малоземельные крестьяне стали выпасать свой скот и заготавливать сено в пойме реки Куяльник, что в нескольких км от села Благоево, где возникло впоследствии село — Верхний Куяльник. Выпасать скот и заготавливать сено там разрешалось, но запрещалось строить что-либо больше шалаша: два штыка в глубину, без стен и далее сам шалаш-курень.
Первоначальное название Верхнего Куяльника - хутор Кошковский или Кошковские огороды
Предание об образовании села Верхний Куяльник рассказала мне Мария Федоровна Коева (девичья фамилия Волева), жена Христофора Семеновича Коева — моего родного дяди и гласит оно о следующем: один из предков Коевых, а может быть, Волевых, будучи свободолюбивым и сообразительным человеком, построил шалаш, как и разрешалось, но кроме глубины в два штыка он возвёл стены в вышину на 3-4 камня и далее — шалаш. Разумеется, он нарушил запрет властей. И так как «доброжелатели» есть в любом обществе, и они всегда рядом, то властям стало об этом известно. Жандармский пристав с группой людей явился, чтобы разрушить шалаш и наказать виновного. Предусмотрительный Коев поставил в шалаше столик, скамеечку, повесил икону и зажёг лампаду. Прибывшие представители власти вошли в шалаш, а пред ними святое место: икона, лампада — сняли головные уборы, перекрестились. По религиозным канонам, коль в данном строении есть икона, горит лампада, оно считалось очагом-жилищем, который разрушать грешно. Так шалаш Коева стал первым домом нового села — Верхний Куяльник.
Запрет даже на такое строительство не был отменен, но постепенно бедные буялыкцы начали то тут, то там на своих участках строить подобные и лучшие шалаши-землянки. Так постепенно выросло разбросанное по участкам выпасов село без улиц и без какого бы то ни было плана. Нижняя часть нынешнего Куяльника может служить подтверждением этой легенды. В верхней части села (очевидно, уже узаконенного) появляется ряд домов, напоминающих улицу, среди которых самым лучшим был каменный верховой дом с благоустроенным двором моего деда — Коева Семена Леонтьевича, построенный в 1910 году. Это может быть подтверждением того, что первостроителем Верхнего Куяльника мог быть всё таки предок Коевых.
Следуя легенде о шалаше, можно очень приближенно, очень условно предположить, что его архитектором и строителем мог быть мой прадед Коев Леонтий, примерно 1840 — 1838 года рождения, у которого в 1865 году родился мой дед Коев Семен Леонтьевич.Точная дата возникновения села Верхний Куяльник не установлена, но предположительно это могут быть 60-70-е годы XIX века.
Список населённых мест Большебуялыкской волости за 1888 год