Меню сайта

Область и районы
  • Одесса
  • Черноморск
      (Ильичевск)
  • Одесская обл.
  • Ананьевский р-н
  • Арцизский р-н
  • Белгород-Днестр-й
  • Беляевский р-н
  • Березовский р-н
  • Болградский р-н
  • Великомихайловский
  • Захарьевский р-н
      (Фрунзовский)
  • Ивановский р-н
  • Измаильский р-н
  • Килийский р-н
  • Кодымский р-н
  • Лиманский р-н
      (Коминтерновский)
  • Николаевский р-н
  • Окнянский р-н
      (Красноокнянский)
  • Подольский р-н
      (Котовский)
  • Овидиопольский р-н
  • Раздельнянский р-н
  • Ренийский р-н
  • Саратский р-н
  • Татарбунарский р-н

  • Николаевская обл.
  • Николаевский р-н
  • Очаковский р-н








  • Свято-Георгиевский храм

    В 684 году в жизни болгарского народа произошло значительное историческое событие – принятие христианства. Случилось это при царе Борисе, под его руководством и непосредственном участии. Поэтому в народе говорят, что Борис «крестный отец Болгарии».cherkva

    Христианство вошло в плоть и кровь болгарского народа, оно дало возможность выжить болгарской нации в период пятивекового османского ига. Вера, обычаи, традиции, язык и культура были перенесены болгарами в Буджак и сохранены до сегодняшнего дня. Недаром в народных песнях поется: «Глава давам, вяра не менявам».

    Все это было сохранено и перенесено предками в Дмитровку. При зарождении села первыми переселенцами в начале XIX века была построена деревянная часовня, где собирался народ и исполнял свои обряды.

    В середине XIX века на месте деревянной часовни была построена каменная часовня – проект существующей церкви, которая была взорвана саперами в 1944 году. Согласно материалам Одесской духовной семинарии, каменная ограда, которая сохранилась до нашего времени, построена в 1831 году.

    Кто был архитектором первой церкви – неизвестно. Из поколения в поколение дмитровчане передают легенду о капсуле, которая спрятана в одном из углов здания и содержащая имена строителей и другие не менее важные данные. Но абсолютно точно известно, что в строительстве церкви принимали участие все поколения переселенцев из Болгарии – Кичуков, Стояновых, Мисержи, Текменжи, Райчевых, Тодоровых, Гайдаржи, Ченковых, Велевых, Димовых, Волкановых, Дерменжи, Димогловых, Пеновых, Евчевых и другие.

    Община выделила в собственность церкви 120 десятин земли. По данным за 1859 год прихожан было 1040 человек, из них 553 мужчин и 487 женщин. В течение следующих 4-х лет церковь вошла в состав Давлетагачанского прихода.

    В начале шестидесятых годов жители села за счет пожертвований, прилагая тяжкие усилия, возвели однопрестольный каменный храм в честь Святого Георгия. Строительный камень завозили на подводах из Ташлыка (Каменки). Новое здание было освещено 6 мая 1863 года епископом Антонием Измаильской епархии. По своей форме храм напоминает ковчег, украшен колокольней. С тех пор день 6 мая празднуется как храмовый праздник села, а Святой Великомученик Георгий Победоносец стал духовным покровителем его православных христиан.

    Издавна с церковью связана не только духовная, но и просветительская жизнь села, поэтому именно при церкви были открыты в 1840-х годах первая школа (общественное учебное заведение-училище), в 1876 году первая библиотека.

    По преданию первым священнослужителем в селе Дмитровка стал представитель рода Ченковых. Из воспоминаний представителей этого рода узнаем, что их предок, Батюшка Димитрий, был священником в метрополии. Вместе с односельчанами он отправил в Бессарабию своих двоих сыновей – Георгия и Илью. Последний стал первым настоятелем храма Великомученика Георгия, кем и был всю оставшуюся жизнь. Его брат Георгий был приглашен мирянами села Бургуджия (село Виноградовка Арцизского района), где также служил Богу в местном храме. После смерти Ильи настоятелем стал отец Константин, назначенный епархиальным архиереем. За все это время долгие годы псаломщиком в церкви был Г.Жучков, могила которого, как и могила его жены, находится возле церковной ограды.

    После Константина настоятелем стал отец Иван (Разнованов). Послужив в храме 46 лет, он переехал в Кишинев. В 1936 году священником был назначен отец Георгий (был родом из Килии), который вел богослужения до учреждения Советской власти 28 июля 1940, после этого храм был закрыт. Но после оккупации бессарабских земель в 1941 году, богослужения были восстановлены. За это время настоятелем стал старший сын Г.Жучкова – Василий, а псаломщиком – его брат Кузьма.

    После войны настоятелями храма были отец Гавриил(болгарин из села Кулевча), отец Виталий (из села Нерушай, после чего был переведен в город Болград), а в 1980-тые годы – отец Георгий (Георгий Тудорика), которого позже перевели в Одессу, и который, к сожалению, погиб в автокатастрофе.

    В 1969 году был проведен внутренний и внешний ремонт храма, были отреставрированы иконы, проведено электричество. В 1970-тых годах были покрашены купола храма, а в наше время построен жилой дом для настоятеля. До 1982 года псаломщиком в храме служил Дмитрий Йовчев, а после – Дмитрий Димоглов. В церкви всегда был и сейчас действует церковный хор.

    В связи со сложной судьбой церкви в советские времена особенно нужно заметить о формах сельской организации вокруг нее. Как известно, приход церкви состоит из общины православных христиан, к которой входят клир и миряне. Приходская община признавалась советской властью лишь при наличии не менее 20 верующих, то есть церковной «двадцатки». Она отвечала за состояние дел в приходе. Ни одно важное решение в жизни церковной общины не могло быть принятым без ее соглашения. В разные годы в нее входили Андрей Златов, Иван Мисержи, Георгий Гайдаржи, Федор Евчев, Илья Прошак, Захария Гайдаржи, Петр Евчев и др. .. Участники этой «двадцатки» не поставили своих подписей под решение о закрытии церкви и мужественно защитили ее от поругания и закрытия. Большую роль сыграл в этом бывший председатель сельского совета Димов К.. Старостами в разные годы были Ф. и П. Евчевы, П. Кичук.

    С начала 90-х годов священником Дмитровского храма Великомученика Георгия служит Протоиерей Николай (Ковташ Н.Н.). За последние несколько лет в церкви произошли изменения к лучшему: площадь вокруг храма обложена плиткой, проведено освещение, стены окрашены в голубой цвет, а по углам высятся колонны белого цвета, будто держат стены здания в воздухе, придавая храму величественный вид.

    С 2004 года благодаря усилиям отца Николая и благотворительным пожертвованиям односельчан, начались работы по реставрации храма. Весомый вклад в проведении реставрационных работ и работ по благоустройству территории вокруг храма оказали Ченков Григорий Николаевич, Стаc Иван Ильич, Ченков Михаил Николаевич.

    Несмотря на все трудности прошлых лет, благодаря вере и трудолюбию дмитровчан, церковь по сей день работает и утоляет жажду духовного просветления своих прихожан.

    Рекомендуем
















    community@kraeved.od.ua        КРАЕВЕД © 2013-2018        Открываем историю одесского края