Меню сайта

Область и районы
  • Одесса
  • Черноморск
      (Ильичевск)
  • Одесская обл.
  • Ананьевский р-н
  • Арцизский р-н
  • Белгород-Днестр-й
  • Беляевский р-н
  • Березовский р-н
  • Болградский р-н
  • Великомихайловский
  • Захарьевский р-н
      (Фрунзовский)
  • Ивановский р-н
  • Измаильский р-н
  • Килийский р-н
  • Кодымский р-н
  • Лиманский р-н
      (Коминтерновский)
  • Николаевский р-н
  • Окнянский р-н
      (Красноокнянский)
  • Подольский р-н
      (Котовский)
  • Овидиопольский р-н
  • Раздельнянский р-н
  • Ренийский р-н
  • Саратский р-н
  • Татарбунарский р-н

  • Николаевская обл.
  • Николаевский р-н
  • Очаковский р-н








  • Село Выгода


    Трудно переоценить значимость железной дороги. Железные магистрали давно уже стали социально-экономическими артериями многих стран. Они осуществляют перевозки пассажиров на дальние расстояния, в разные города, транспортируют миллионы тонн различного груза. В этом году железнодорожная станция Выгода отмечает свой юбилей - 150 лет. На территории Беляевского района проходит одна из важнейших железнодорожных линий нашей страны. Строительство ключевой для Украины транспортной артерии было начато 4 мая 1863 года. Подряд на ее строительство получил барон К. К. Унгерн-Штернберг, а устав будущей Одесско-Балтской железной дороги собственноручно подписал сам государь император Александр ІІ. Вскоре по водоразделам крупнейших балок Северо-Западного Причерноморья прошла железнодорожная магистраль, а на ее пути возникли промежуточные станции, среди которых Усатово, Гниляково (ныне Дачная) и Выгода.

    Свое название станция Выгода получила от одноименного хутора, что располагался в 1 км от железной дороги Одесса-Балта. Самое раннее письменное и известное нам упоминание хутора Выгода датируется 1841 г. А история становления железнодорожного пункта начинается с пуска в эксплуатацию дороги Одесса-Балта в 1865 г.

    На 1871 г. железнодорожный узел состоял из пассажирского одноэтажного строения, открытой каменной платформы, товарного магазина, строения для служащих и магазина для пожарных и станционных инструментов. Водой станция обеспечивалась из колодца в близлежащей балке. Для этой цели было построено водозаборное сооружение с паровой машиной, которое с помощью проложенного уникального на то время водопровода длиной 1,34 км, наполняло необходимой водой подземное водохранилище объемом в 33,5 м куб. Бассейн и по сей день является исторической достопримечательностью нынешней Одесской железной дороги. В 1884 г. станция Выгода была оборудована механическим центром управления сигналами.

    Рабочие станции Выгода. 1905 г.

    С началом Гражданской войны (1917-1923) в марте 1918 г. в нашем крае начинается иностранная военная интервенция. В связи с наступлением немецких вооруженных сил, советские войска отходят к Одессе. По распоряжению командующего 3-й армией т. Лазарева, разобран железнодорожный путь между станциями Еремеевка-Выгода. В апреле 1919 г. противником взорвано водоснабжение на станции Раздельная, в связи с чем все паровозы посылаются на станцию Выгода. В феврале 1920 г. советский полк Первой стрелковой бригады овладел станцией, с этого периода в селе Выгода устанавливается власть Советов.

    Летом 1920 г. с целью подвоза топлива на насосную станцию одесского водопровода, начинается строительство заводской неэлектрифицированной узкоколейной железной дороги. Узкоколейка Выгода-Беляевка длинною 25 км начала свою роботу в 1924 г. По ней курсировало менее десятка паровозов, несколько пассажирских и несколько десятков грузовых вагонов.

    Массовые сталинские репрессии и политические преследования в СССР, получившие название “Большой террор” коснулись и нашего края. В 1938 г. со станции Выгода в 234-х вагонах отправлено 3183 репрессированных жителя с приграничной зоны Одесской обл. в далекий Казахстан, за якобы контрреволюционную деятельность.

    С началом Великой Отечественной войны (1941-1945) уже в июле 1941 г. в районе станции Выгода начата высадка вражеского десанта. Начальник станции Е. А. Карпинский сумел вместе с другими работниками захватить противника. В конце июля после занятия врагом ряда станций, железнодорожное сообщение из Одессы в направлении Знаменки и Вапнярки прервалось. 9 августа в результате налетов румынской авиации, значительные разрушения получила сама станция Выгода и имущество на ней. Спустя 10-ть дней на территорию села вступили войска румынской армии, а вдоль железной дороги все еще продолжаются бои. На рассвете 21-го августа румыны атаковали левый фланг 95-й стрелковой дивизии и, нанеся удар вдоль железной дороги, после часового боя полностью заняли станцию Выгода, захватив ее фактически с ходу.

    Е.А. Карпинский - начальник станции Выгода

    В ноябре 1941 г. румынская железнодорожная администрация развернула активное восстановление пострадавшей после бомбардировок магистрали. Организовывается ряд пассажирских движений, среди которых Одесса-Жмеринка и Одесса-Кишинев-Бухарест, проходящих через станцию Выгода. На магистрали эксплуатировались немецкие паровозы, поэтому путь в скором порядке переложили на западноевропейский стандарт. Для приобретения билета жителям оккупированной Выгоды необходимо было взять специальное разрешение в Выгодянской примарии (местном совете) и указать цель поездки. Больших размеров приобрела перевозка раненых в устроенные на базе одесских больниц госпиталя. Товарные составы в основном перевозили военные грузы и сельхозпродукцию.

    9 апреля 1944 г. Совинформбюро сообщает, что среди ряда населенных пунктов Беляевского р-на, наши войска овладели Выгодой и одноименной железнодорожной станцией. Этот весенний день стал величественной и памятной датой в истории села - Днем его освобождения от немецко-румынских оккупантов. За этим сообщением стояли три дня кровопролитных локальных боев, почти 1000 дней оккупации, 152 погибших. В 1958 г. в сквере у вокзала станции Выгода на земляной насыпи установлен памятник. Здесь в апреле 1944 г. похоронено 45-ть неизвестных воинов-красноармейцев. Вскоре после освобождения села, весной 1944 г. жители принялись за трудоемкую и важную работу по восстановлению железнодорожной линии Выгода и узкоколейки Выгода-Беляевка. Основная масса задействованных на работах были женщины, подростки и старики. За ненадобностью в конце 1950-х узкоколейка перестала существовать. В 1960-х гг. дорожное хозяйство значительно изменилось, в арсенале станции появились современные: путеукладчик, электробалластер, термитная сварка рельсов, козловой кран, автопогрузчики, транспортеры.

    В 1978 г. закончена электрификация участка Одесской железной дороги от станции Дачная до станции Выгода. Участок от Выгоды до Раздельной, протяженностью 37,1 км (~25кВ) электрифицирован только в 1984 г. В общей сложности на все работы от Одессы до Раздельной понадобилось 10 лет. По состоянию на 1980 г. станция Выгода осуществляет прием и выдачу багажа, продажу билетов на поезда местного и дальнего сообщения, прием и выдачу грузов, по вагонные отправки открытого хранения на местах общего пользования и в складских помещениях, прием и выдачу грузов на подъездных путях, имеет механизм грузоподъемности 5 т.

    Совхоз «Выгодянский», приумножив свою прибыль, смог вплотную заниматься увеличением своей производственной мощности, строительством социального жилья, инфраструктурой и жилищно-коммунальным хозяйством. Все проекты требовали немалых строительных грузов и здесь важную роль играла железная дорога и родная станция. Также, на местном элеваторе, отгружались тонны сельскохозяйственной продукции для транспортировки.

    Уже во времена Независимости, в середине 1990-х гг. стал вопрос обозначения официальной даты основания села Выгода. Год открытия железнодорожной станции Выгода и дата запуска дороги Одесса-Балта - 3 ноября 1865 г., именно тогда приняты Выгодянским сельским советом за дату основания и точкой отсчета истории Выгоды.




    Современная деятельность станции имеет два направления - пассажирское и грузоперевозки. Энергетики отвечают за стабильную работу контактного провода для движения электропоездов. В состав службы дистанции пути входят три бригады монтеров, которые отвечают за участки станций Выгода, Выгода - Карпово, Выгода - Дачное. Обеспечение внутренней связью, работа громкоговорителей, исправность электросветофоров, дистанционный перевод 24-х стрелок - ответственность за это возложена на смежную службу дистанции сигнализационной связи ШЧ-12. В здании вокзала работает зал ожидания и касса. Активно пользуются услугами железной дороги местные предприятия «Южатомэнергокомплект», нефтеперерабатывающая компания «ОККО», ООО «Одесса-водоканал», ООО “ТД Зенит ЛТД”, которые железной дорогой перевозят необходимое сырье на производство. Коммерческие агенты станции способствуют во всех вопросах грузоперевозок.

    И сегодня Выгода - промежуточный остановочный пункт, но переоценить значение этой станции в жизни наших земляков очень трудно. Ее услугами ежедневно пользуются тысячи людей. Для них электричка в любое время года и погоду - удобный общественный транспорт, и порой единственный, который соединяет населенный пункт с областным центром. Железная дорога является неотъемлемой частью жизни и истории села Выгода.


    ВОЛОСЕВИЧ Евгений
    ИС Жители села Выгода



    ИСТОЧНИКИ:
    1. Андреев П. Н. Иллюстрированный путеводитель по Юго-Западным казенным железным дорогам. – Киев: Типография С. В. Кульженко, 1898 г. - 55, ХІІ, 596, 9 с.
    2. Борборт-де-Марин Н. Геологический очерк Херсонской губернии. - Санкт-Петербург: тип. В. Демакова, 1869. - [8], X, 165 с.
    3. Вигода (Одеська залізниця). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: uk.wikipedia.org/wiki/Вигода
    4. Від привоза — до паровоза // Газета “Магістраль”. - 2011. - 12 березня.
    5. Военное обозрение Одесского военного округа. - Одеса: типография П. Францова, 1871. - [4], X, 632, 224 с.
    6. Калашников В. Родовід - з 1865-го.// Газета "Південна Зоря". - 1998. - 14 ноября.
    7. Наступна зупинка - станція Вигода. // Газета “Південня Зоря”. - 2012. - 3 листопада.
    8. Пирта Н. Планам і звершенням - зелену вулицю. // Газета “Південна Зоря”. - 1967. - 5 вересня.
    9. Резнiк В. Вигодянська сільська рада. // Газета "Південна зоря". - 1990. - 5 липня.
    10. Труда и доблести земля: раздельнянский район: Вехи прошлого. // Газета «Одесские известия». - 2012. - 7 июля.
    Беляевский район
    Интерактивные карты
  • OpenStreetMap
  • Яндекс карты
  • Карты Google


  • Беляевка
  • Березань
  • Важное
  • Васильевка
  • Великий Дальник
  • Выгода
  • Граденицы
  • Дачное
  • Дослидное (Опытное)
  • Ильинка
  • Кагарлык
  • Каменка
  • Ленинское Первое
  • Мариновка
  • Маяки
  • Мирное
  • Петрово (Петровское)
  • Секретаровка
  • Троицкое
  • Усатово
  • Хлебодарское
  • Широкая Балка
  • Яски


  • Забытые хутора
  • Дубиново (Дубино, Дубиновка)
  • Калинин (Калиновка)
  • Новый Страссбург














  • community@kraeved.od.ua        КРАЕВЕД © 2013-2018        Открываем историю одесского края