ё КРАЕВЕД. Открываем историю Одесского края
 
 
Меню сайта

Область и районы
  • Одесса
  • Черноморск
      (Ильичевск)
  • Одесская обл.
  • Ананьевский р-н
  • Арцизский р-н
  • Балтский р-н
  • Белгород-Днестр-й
  • Беляевский р-н
  • Березовский р-н
  • Болградский р-н
  • Великомихайловский
  • Захарьевский р-н
      (Фрунзовский)
  • Ивановский р-н
  • Измаильский р-н
  • Килийский р-н
  • Кодымский р-н
  • Лиманский р-н
      (Коминтерновский)
  • Николаевский р-н
  • Окнянский р-н
      (Красноокнянский)
  • Подольский р-н
      (Котовский)
  • Овидиопольский р-н
  • Раздельнянский р-н
  • Ренийский р-н
  • Саратский р-н
  • Татарбунарский р-н
  • Тарутинский р-н

  • Николаевская обл.
  • Николаевский р-н
  • Очаковский р-н








  • История края
    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

    Лиманский (Коминтерновский) район, Одесская область



    Степанiвка — Stepanovka ________________________________________

    Коминтерновского района Одесской области.
    До 1923 — Степановка Антоново-Кодинцевской волости Одесского уезда Херсонской губернии.


    Вот так вот едешь по бескрайней новороссийской степи, и дороги вроде уже нет, одно воспоминание, и что-то там увидеть интересное наверно и представить очень трудно, но — перефразирую Пушкина — "О сколько нам открытий чудных, готовит путешествий дух…" Мы ведь знаем — она должна быть там — усадьба, оставившая огромный след в русской культуре и живописи. Усадьба Степановка прекрасного художника Николая Дмитриевича Кузнецова. С какими именами связан этот затерявшийся уголок — тут бывали Валентин Серов, Кириак Костанди, Леонид Пастернак, Илья Мечников, Александр Куприн, Илья Репин, Михаил Врубель, граф Михаил Толстой, столько сделавший для Одессы… Этот список можно продолжать и продолжать. К примеру, нельзя точно сказать бывал ли в Степановке Петр Ильич Чайковский, но в Доме музее Чайковского, в г. Клин Московской области хранится частичка Степановки, картина Н.Кузнецова «Перед грозой»

    Казацкие кресты на уже снесённом Григорьевском кладбище

    Некоторое представление о дороге к усадьбе дает работа самого Кузнецова. Но он то писал "Летний вечер на Украине" да еще и в 1889 году. А мне по этому ехать. В XXI веке…

    Николай Дмитриевич Кузнецов (Nikolay Dmitriyevich Kuznetsov) родился в семье штаб-ротмистра Дмитрия Михайловича Кузнецова 14(2) декабря 1850 года. О семье сохранились воспоминания горничной Феодосии Барабаш "Николай Дмитриевич был сыном богатого помещика, Отец его обладал большим состоянием, имел много поместий. Нрава был крутого… Сын его, Николай был совсем другим человеком. Казалось всё, что отсутствовало в отце, перешло к сыну". Семейство Кузнецовых крепко обосновалось в Одесском уезде. Братья Дмитрия Михайловича — подпоручик Лев Михайлович, штаб-ротмистр Константин Михайлович, поручик Николай Михайлович были военными и землевладельцами Одесского уезда. Самому же Дмитрию Михайловичу в этом уезде принадлежали деревни: Новомариновка, Константиновка, Дмитровка, Степановка, Марьяновка, Пшоняное .

    Усадьбу окружал невысокий забор, который сохранился. Путешествуя по Украине, отыскивая то там то здесь то, что осталось от былого великолепия целого пласта культуры — помещечьих усадеб, я вдруг обнаружил одну интересную особенность — большую любовь советской власти к заборам. Дело в том, что даже если от усадьбы уже не осталось ничего, то забор стоит. Ну правильно, пригодится — что-нибудь окружить, спрятать, засекретить… И еще — современные заборы, которыми отгороживаются от мира те, кто может себе это позволить обычно вдвое или втрое выше чем те, которыми обозначали свои владения помещики

    Усадьба ("Перед грозою"). 1890. Н. Кузнецов. Одесский художественный музей. В музее Чайковского в Клине очевидно еще один список этой работы

    Николай Дмитриевич Кузнецов, 1900 год

    На 1887 год в селении Степановка насчитывалось 49 жителей мужского и 51 жительниц женского пола.*
    * Списки населенных мест Херсонской губернии по сведениям на 1887 год. Херсон, 1888 год.


    Это был главный вход. Но надстройку над лестницей сделали уже в советское время.

    Те же ступенки… В Степановке. 1913 год*
    Слева направо: В.О. Вербаховский, муж младшей дочери Виталий Павлович Гроссул-Толстой, Людмила Николаевна Гроссул-Толстая — младшая дочь художника с сыном Михаилом, Б.Я. Вербаховская, Н.Д. Кузнецов, А.Г. Кузнецова с внучкой Людмилой, Маричка.
    *использован материал Сергея Седых, "История открытки"

    Образование Николай получал в Одесской гимназии. Но склонности к наукам, в отличие от младшего брата Дмитрия, он не проявил, и в 7-м классе оставляет гимназию. В деревне он ведет вольную жизнь беззаботного барчука, его любимым занятием стала охота . Его мать, Клавдия Гавриловна Кузнецова (урожд. Леонтович), обнаруживает у сына склонности к рисованию и отвозит его в Одессу, к другу семьи художнику Ф.Д. Мальману, одному из лучших преподавателей Одесской рисовальной школы. В течение года, юный Николай берет у него уроки, при этом обнаруживает прекрасные способности . Когда Николаю исполнилось 26 лет, он, будучи из семьи военного, обладая незаурядными физическими способностями, решает ехать в Петербург и поступать в гвардейский уланский полк. Однако командир гвардейских улан, барон Эссен, был болен и Николай Дмитриевич не попал к нему на прием. Так Россия потеряла блестящего гвардейского офицера, но приобрела прекрасного художника. Находясь в Петербурге он принимает неожиданное для всех решение стать художником, поступает вольнослушателем в Академию художеств.


    Портрет композитора Петра Ильича Чайковского работы Н.Д. Кузнецова. 1893

    Любезная хозяйка магнитной обсерватории запустила нас во внутрь — но честно говорю, снимать там нечего. Груды папок советского периода и почти полное отсутствие чего-то, связанного с Кузнецовым. Из того что могло быть при нем отмечу лишь карниз над одним из окон…


    Это то, что удалось увидеть внутри уже не мне. Сейчас там организован музей, посвященный хозяину усадьбы. На фото, предоставленных Анной Куликовой, видны некоторые детали интерьера и экспонаты музея.




    В.О. Вербаховский Усадьба 1920 г. Владимр Вербаховский был сыном работника в имении Кузнецова и стал его учеником

    Автопротрет

    Из того что сохранилось стоит отметить прекрасный большой погреб

    В глубоком погребе, который ранее использовался в качестве холодильника (в практичности этого мы убедились сами — была сильная жара, а в подвале было холодно) теперь оборудована магнитная обсерватория что теперь расположилась на территории усадьбы



    Погреб, как описала нам хозяйка магнитной обсерватории, очень большой и проходит под всей этой полянкой

    В имение Кузнецовых на полевые работы с Волынской губернии приехали «заробитчане». Среди работниц приглянулась Николаю девушка. Чувство переросло в любовь. Мать Николая браку воспротивилась и работников уволила. Николай, проявив настойчивость и мужество, вернул работников и Ганну, так звали девушку и будущую его жену. Официально, Н.Д. венчался с А.Г. Проценко, дочерью отставного прапорщика, в Единоверческой Успенской церкви г. Одессы 5 февраля 1888 года. Их брак был оформлен, когда у них было уже двое детей. Одним из свидетелей при бракосочетании был художник Кирияк Костанди. Его дочь Маруся (Мария Николаевна) родилась еще в 1880 году. Ей была уготована блестящая карьера балерины, оперной и камерной певицы.


    Портрет Марии Николаевны Кузнецовой дочери художника. Н. Кузнецовъ 1901.
    Государственный музей театрального и музыкального искусства С.Петербург

    Мария Николаевна Кузнецова (Maria Nikolayevna Kuznezova) (1880, Одесса — 26.4.1966, Париж) — старшая дочь Николая Дмитриевича — по первому мужу Бенуа, по второму — Карепанова, по третьему — Массне (причем это не всее браки, общее число пять) — артистка оперы (лирическое сопрано), камерная певица и балерина. По семейным узам была еще и племянницей И.И. Мечникова, С детских лет росла в атмосфере, близкой к искусству. В доме родителей бывали Чайковский, Римский-Корсаков. Пению обучалась в Петербурге сначала у итальянского педагога Марти, затем у И. Тартакова. На оперной сцене дебютировала в 1904 в Петербурге. Солистка петербургского Мариинского театра. Гастролировала в Москве, Петрограде, Харькове, Париже, Лондоне ("Русские сезоны" С. Дягилева), Монте-Карло, Ницце, Нью-Йорке, Чикаго, Италии, Испании, Южной Америке, Японии. В 1917 уехала в Швецию, затем жила в Париже. В 1919 — солистка Стокгольмского и Копенгагенского оперных театров, в 1920 пела в лондонском театре "Ковент Гарден". В 1921 году снялась в фильме Жака Бодочелли "Champi Tortu". В 1922 в Париже организовала театр миниатюр под художественным руководством Л. Бакста, в 1929-33 выступала в составе организованной ею в Париже Русской частной оперы, в составе которой гастролировала в Мадриде, Барселоне, Милане, Буэнос-Айресе. В среде звукозаписывающих фирм имела свою марку "Maria Records". Между тем Кузнецова-Бенуа не просто солистка и родственница, а эталон изыска и шика, не столько живая женщина, сколько "символ". Вот как описывает ее Вл. Пяст: "У Головина позировали иногда по утрам… На портрет Шаляпина в роли Годунова мне случалось только любоваться, — а быть свидетелем самих сеансов не довелось. Но при мне в уютной качалке расположилась однажды знаменитая тогда М.Н. Кузнецова-Бенуа… Была, конечно, с модною тогда микроскопическою собакой на руках.
    Была в изумительно прозрачном утреннем наряде, с длиннейшими рукавами, в каких-то сверхбезукоризненных лакировках с острейшими концами и бесконечной величины каблуками на ногах. Производила впечатление явления из какого-то другого (впрочем, совершенно реального) мира"..
    Возможно последним ее мужем был французский банкир Альфред Массне (племянник композитора Ж. Массне).*
    *использован материал Сергея Седых, "История открытки"


    Вентиляционная шахта погреба.

    В начале 1880-х Николай Дмитриевич знакомится с С.И. Мамонтовым и художниками Абрамцевского кружка: В.Д. Поленовым, В.М. Васнецовым, В.А. Серовым и И.Е. Репиным. С 1881 ежегодно участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) (член товарищества с 1883).

    В этом же 1881 году у него родился сын Михаил. В.А. Серов, приехав в 1885 году к жившей в Одессе невесте, провел в Степановке половину октября и весь ноябрь. Здесь им был написан этюд «Волы». В 1887 стал одним из учредителей Товарищества южно-русских художников (ТЮРХ) и постоянным участником его выставок; участвовал в международных выставках и выставках русского искусства за рубежом. В этом же году вместе со своим младшим братом Д. Д. Кузнецовым и К.К. Костанди совершают поездку по Европе.


    Этюд Валентина Серова "Волы", написанный им в Степановке. Вдалеке видна усадьба.

    В 1889 году произошло событие, которое, как многие считают, стало переломным для Николая Дмитриевича. Дело в том что ко всем его талантам добавлялась еще и огромная физическая сила и желание продемонстрировать ее привело к печальным последствиям. Н.А. Александров во "Всемирных иллюстрациях" за 1894 г. описывает: "Не так давно Н.Д. Кузнецов был здоровый, коренастый, среднего роста, румяный брюнет". Но однажды, "хвалясь перед братом и знакомыми, он, держа на плечах двух человек, поднял лежавшую на земле тридцатидвухпудовую бабу (32 пуда — это 512 кг. — С. С.) и повредил коленные связки. Временами он не мог самостоятельно передвигаться — работать приходилось сидя…". Многие годы после этого ему приходилось передвигаться на костылях. Он лечился в различных курортах и лечебницах, которые можно отследить по его картинам — Карлсбад, грязелечебное заведение в Саках, в окрестностях Цхалтубо; по портретам врачей: сакский доктор Миннят, доктор Вдовиковский, доктор A.M. Ерузальский, профессор А.Х. Ринека.*
    *Сергей Седых, "История открытки"


    Сила духа, проявленная Николаем Дмитриевичем при этом печальном событии возможно послужила поводом к тому, что именно его изобразил Репин на своей знаменитой картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" — казак с перевязанной головой и есть Николай Дмитриевич Кузнецов. Об этом писали в своих исследованиях В. Смирнов и А. Грабовский


    Фрагмент картины Ильи Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану." Казак в бурке с раненой перевязанной головой — Николай Дмитриевич Кузнецов.

    Фасад, смотрящий на поле.

    С 1890 года творческой мастерской художника становится имение Степановка. В этом же году принимает участие в организации ТЮРХ (Товарищетсва Южно-Русских Художников). 1893г переезжает для работы в Одессу.

    В ноябре 1895 года, после реорганизации Академии художеств, он был приглашен в художественное училище Петербургской академии художеств на должность профессора-руководителя класса батальной живописи, где прослужил до марта 1897 года.


    Младшая дочь — Людмила Николаевна, в замужестве Гроссул -Толстая.

    О.Браз, портрет Н.Д. Кузнецова за работой.

    В 1897 году приобретает участок в Одессе, из земель бывшей дачи генерала Лидерса, и начинает строить галерею и мастерскую. В 1899 году строительство заканчивается.

    В 1900 г открывается Картинная галерея. В ее собрании были картины И. Репина, В. Серова, И. Крамского, В. Васнецова, И. Похитонова, картины французских художников салона Марсового поля, художников Ж. Александера, Л. Деламо, Ш. Котте, Г. Латуша, Ф. Таулова и др. Эта галерея сыграла значительную роль в определении творческих взглядов одесских живописцев.

    В 1900 году, по представлению И.Е. Репина, В.А. Беклемишева и А.П. Соколова, был избран действительным членом Академии художеств (АХ). Принимает участие во всех выставках ТЮРХ и передвижников. Н.Д. Кузнецов пользовался огромной популярностью в Одессе, получая много заказов. Его мастерская была своеобразным центром, где бывали не только местные художники, но и И.Е. Репин, В.А. Серов, В.Д. Поленов, М.А. Врубель, Ф.И. Шаляпин, П.К. Саксаганский и многие другие выдающиеся деятели культуры.


    Лидерсовский бульвар, 1 — по такому адресу вы пока еще найдете бывшую мастерскую и картинную галерею Кузнецова в Одессе.

    А в Степановке теперь Магнитная обсерватория — в бывшем господском погребе установлена аппаратура, фиксирующая изменения в магнитном поле Земли.

    Впечатляет. Но по словам исследователя истории семьи Кузнецовых Сергея Седых, уже набралось имен и на вторую мемориальную доску.
    *фотография предоставлена Анной Куликовой.

    Вид из того, что раньше было воротами усадьбы — когда то эти просторы вдохновляли художника

    В начале 1920 Николай Дмитриевич эмигрировал с семьей в Королевство СХС Сербии, Хорватии и Словении . Жил в городах Вжеш, Бела-Церква, Риека и Сараево. Писал в основном заказные портреты. Участвовал в Выставке русской живописи и скульптуры в Бруклинском музее (1923) и Выставке Объединения русских художников в Королевстве СХС (1928).
    Кузнецов умер в феврале 1929 года и похоронен в Сараево.

    Видно есть что то в этой усадьбе, потому что с недавнего времени здесь стали проводится ежегодные пленеры художников — начиная с 2005 года сюда приезжают художники и пишут свои картины, читают доклады о Кузнецове и его творчестве. Будучи здесь первый раз они даже установили памятный знак на территории усадьбы.


    Сзади справа за Ирой, те самые сараи, возле которых Серов писал своих "Волов"…

    Второй пленер художников, состоявшийся в сентябре 2006 года.

    Оказывается где то на возвышенности возле усадьбы сохранились остатки склепа отца Николая Дмитриевича. Мы их не видели, но их видели одесские краеведы, побывавшие там. Придется возвращаться..

    снимки сделаны 18 августа 2007

    Сергей Котелко

    Коминтерновский р-н
    Интерактивные карты
  • OpenStreetMap
  • Яндекс карты
  • Карты Google



  • Визирка
  • Григорьевка
  • Петровка
  • Степановка



  • community@kraeved.od.ua        КРАЕВЕД © 2013-2018       Открываем историю одесского края