Меню сайта

Область и районы
  • Ананьевский р-н
  • Арцизский р-н
  • Белгород-Днестр-й
  • Беляевский р-н
  • Березовский р-н
  • Болградский р-н
  • Великомихайловский
  • Ивановский р-н
  • Измаильский р-н
  • Килийский р-н
  • Кодымский р-н
  • Лиманский
      (Коминтерновский) р-н
  • Николаевский р-н
  • Одесса
  • Одесская обл.
  • Окнянский
      (Красноокнянский) р-н
  • Подольский
      (Котовский) р-н
  • Овидиопольский р-н
  • Раздельнянский р-н
  • Ренийский р-н
  • Саратский р-н
  • Татарбунарский р-н

  • Николаевская обл.
  • Николаевский р-н








  • История края
    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

    «Он появится из-за угла Канатной…” - начало истории одесского трамвая

    Одесса. К вокзальной площади приближается трамвай, в котором в сомнениях мечется приезжий с чемоданом. Наконец, он обращается к сидящему рядом одесситу:
    - Скажите, это вокзал?
    - Таки нет, это трамвай.

    Одесский трамвай… Каждый, кто бывал в Южной Пальмире, хотя бы раз прокатился на нем. Часто, держась за поручни, мы становились свидетелями, как некоторые пассажиры обмениваются последними новостями и сплетнями. А какие можно услышать в трамвае диалоги пассажиров с кондукторами, после чего рождались свежие одесские анекдоты. И каждый раз такие поездки оставляют нам разного рода впечатления...

    «Он появится из-за угла Канатной, но этого угла с позиции, на которой мы стоим, не видно, он слишком отдален, да еще и скрыт в перспективе некоторой горбатостью Строгановского моста - и таким образом мы увидим вагон только тогда, когда он будет уже на середине моста. Все убеждены, что движение трамвайного вагона необыкновенно быстро, молниеносно, что даже и не приходится думать о том, что можно успеть перебежать улицу. Трамвай показался на мосту, желто-красный, со стеклянным тамбуром впереди - шедший довольно скоро, но далеко не так, как мы себе представляли».

    Так описал свою встречу с первым электрическим трамваем Одессы писатель Юрий Олеша. Произошло это 11 сентября 1910 г. Именно тогда в городе проходила масштабная Всероссийская промышленная выставка. Запуск первого электрического трамвая входил в ее программу, а первый маршрут № 32 получил название «Выставочный». Управлял трамваем председатель Бельгийского общества, которое построило первую трамвайную линию, Р. Легоде, а среди первых его пассажиров находился одиозный градоначальник Одессы Иван Толмачев.


    Открытие первого электрического трамвая, 1910 г.

    Но история одесского трамвая началась гораздо раньше. Еще в июле 1880 года в городе открыли первый маршрут конного трамвая - так называемую “конку”.

    В течение 10 лет в городе велась подготовка к открытию конного трамвая. С 1871 г. в Городской Думе велись обсуждения устройства линий конки и подаются прошения о разрешении беспошлинного ввоза рельсов, вагонов и другого оборудования.


    Одесская конка и электрический трамвай

    Вместе с тем Одесса заключила договор с компанией конных дорог Лондона и Дублина. В лондонском Сити было образовано акционерное общество под громким названием «Одесса трамвейз Компани Лимитед», что вызвало бурные обсуждения в прессе. Интересно, что по утверждению «Таймс», строительство конных дорог в Одессе было принципиально немыслимо, поскольку город построен на горах.

    Несмотря на все, к концу 1888 года в городе действовало уже 19 маршрутов общей протяженностью примерно 50,5 км. Вагоны хранились в депо на Куликовом поле - большой площади у железнодорожного вокзала Одессы. Лошади содержались в конюшнях на Ботанический улице, неподалеку от Французского бульвара. Хотя и предполагалось использовать конку для перевозки грузов в порт, основной ее функцией стала перевозка пассажиров.

    В конном трамвае существовали свои правила проезда. Стоять в вагоне могли только 6 пассажиров, а другие должны были ехать сидя.

    Проезд стоил пять копеек. Несмотря на дорогой билет (средняя заработная плата рабочих на конец XIX века составляла примерно 41 копейку в день), конка стала популярной. Еще до конца 1880 года на ней прокатились в пять раз больше пассажиров, от общего числа всех жителей Одессы. А вскоре годовые перевозки достигли отметки в 8,7 миллионов пассажиров. Исчезли последние вагоны конки с одесских улиц до 1917 года, когда было завершено строительство сети линий электрического трамвая.

    Вскоре после открытия конки, в Одессе появился и паровой трамвай. Его появление стало следствием притока пассажиров в пригород Одессы - на дачи Большого фонтана и грязелечебницы Хаджибейского лимана. Один маршрут этого вида транспорта начинался на углу улиц Пантелеймоновская и Итальянской (нын. Пушкинская) и шел к Золотому берегу. Второй - длиной около 9 км, пролегал от Херсонского сквера до Хаджибейского лимана. Неуклюжие, с очень широкой вверху трубой, за такой вид эти паровые трамваи вскоре прозвали «Ванька Головатый». И исчезли эти самые “Ваньки” с улиц города в начале 1920-х годов.


    Паровой трамвай. Первые вагоны выписывали из Франции

    Пользование конкой и паровым трамваем было неудобным и опасным. Неисправные вагоны приводили к аварии и тормозили движение. К примеру, 22 августа 1904 г. вагон одного из конных трамваев во время своего маршрута сошел с рельсов аж 9 раз.

    Не намного лучшим оказалось обслуживание на паровом трамвае. В пути пассажиры обдавались дымом и копотью и буквально засыпались вылетающими из паровозных труб частицами шлаков.


    Трамвай под Строгановским мостом

    Таким образом, превзойдя своих предшественников, в Одессе электрический трамвай с течением времени становится основным уличным и удобным видом общественного транспорта. И вот спустя много лет одесский трамвай — это живая история и привычное средство передвижения для многих горожан и гостей Одессы, ставшее одним из многих создателей неповторимого настроения и колорита города.


    Двухосный вагон маршрута № 524


    Узловая линия с Преображенской улицы



    © Е. Джумыга

    Рекомендуем







    27 січня 2017 року в читальній залі Миколаївської ЦБС пройшла перша установча конференція краєзнавців.



    Історична реконструкція
    до 72-ої річниці визволення м. Одеси та с. Іллінки від фашистських загарбників



    26 марта 2016 г. состоялась Краеведческая конференция «Одесские встречи»



    community@kraeved.od.ua        КРАЕВЕД © 2013-2017        Открываем историю одесского края