ё КРАЕВЕД. Открываем историю Одесского края

 
 
Меню сайта

Область и районы
  • Ананьевский р-н
  • Арцизский р-н
  • Белгород-Днестр-й
  • Беляевский р-н
  • Березовский р-н
  • Болградский р-н
  • Великомихайловский
  • Ивановский р-н
  • Килийский р-н
  • Кодымский р-н
  • Лиманский
      (Коминтерновский) р-н
  • Николаевский р-н
  • Одесса
  • Одесская обл.
  • Окнянский
      (Красноокнянский) р-н
  • Подольский
      (Котовский) р-н
  • Овидиопольский р-н
  • Раздельнянский р-н
  • Ренийский р-н
  • Саратский р-н
  • Татарбунарский р-н

  • Николаевская обл.
  • Николаевский р-н


  • Обсуждение в VK




    Яндекс.Метрика


    История края
    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

    Арцизский район, Одесская область

    Развитие клубов в Арцизе и их вклад в культурное и социальное развитие нашей общины.

    Составитель: Siegmund Ziebart.

    Комментарии: к сожалению, данный отчет не может опираться на подлинные документы (протоколы и др.). Насколько вообще документы в этой области существовали, то в Первую мировую войну, во время приссоединения Бессарабии к Румынии, переселения, они были утеряны. Поэтому доклад опирается на отчеты из предыдущих календарей-Бессарабия-родина немцев, в частности на сообщения в информационном бюллетене и в дополнении «Родина» и «отчизна», на устные доклады, на собственный опыт и переживания. Если на отчеты других авторов наложен арест о неразглашении, то они были изменены с разрешения правопреемников.

    Развитие клубной мысли в нашем сообществе.

    Рассматривая 124 года (1816 - 1940), где история Арциза определялась преимущественно от немецких жителей, бросается в глаза, что в первые 60 лет (до ок. 1880), за два поколения появилось всего (2) клуба. Только, начиная с 1890 года, сплочение в группы с общими культурными и социальными интересами и особенно, начиная с 1917 года, возник целый ряд клубов, которые в существенной степени способствовали развитию общины.

    Zusammenschlusse von Gruppen zu Interessengemeinschaften erfolgen meistens analog der allgemeinen gesellschaftlichen Entwicklung und so ist es naturlich interessant zu fragen.

    Почему в первой половине времени пребывания немецких колонистов в Арцизе не возникало никаких ассоциаций и почему (ок. 1890), а именно с 1891г. и особенно после 1917 года множество клубов начали появляться?

    Первые десятилетия после прихода, немецкие колонисты в Арцизе ощущали сильную материальную нужду и выживать приходилось за счёт тяжелого физического труда, чтобы превратить степь в хлебные нивы, построить и улучшить жилье. Первые несколько лет довольствовались минимальными условиями жизни. Даже зимой приходилось много работать: ремонтировать машины, обрабатывать шерсть, плести корзины, ломать коноплю и т.д., работы было много, так что для личных интересов ни времени, ни сил не оставалось. Зимой мало получалось, но все же, и с годами все чаще, бывало, что отдельные семьи посещали друг друга, ходили в гости по соседству. При этом всё чаще компании находили общий интерес и обьединялись в группы. В политической и социальной структуре империи было мало перепетий для возникновения частных обьединений по интересам. Верховная власть оставила лишь две области, в которых культурные и социальные мероприятия смогли раскрыться в полной мере: внутри церкви (гарантированная свобода вероисповедания) и патриотическое, царско-ориентированные группы.

    А в остальном было мало оппортунистических (благоприятных) гражданских сфер для развития какой-либо деятельности, и судьба Ignaz Lindl тому пример.

    Не было никаких формальных требований, группы по интересам получили общественное признание а, следовательно, могли достичь правового статуса в социальной или политической структуре.

    Как таковых клубов, в нашем современном понимании, практически не было. Это были, в основном группы людей с одинаковой или похожей деятельностью, овладевшие инициативой. Это были сплочённые объединения, в которых царило согласие в суждениях, достигали общего консенсуса и двигались к поставленной цели. Возникающие ассоциации были, на современном языке, круг „друзей“. Решения принимались сообща, не было единоличия. Еще одним серьезным поводом формирование групп по интересам были одинаковые и консервативные взгляды большинства поселенцев. На существующих обычаях и нравах не достигалось, даже незначительного развития. Даже те немногие стимулы были высмеяны как „Faxen".

    Видимо время еще не пришло.

    И вот в 1890г., особенно начиная с 1917 года, началось развитие клубов. Что способствовало? Материальные условия улучшились в процессе работы двух поколений так, что даже культурная и социальная жизнь выдвинулась в поле зрения поселенцев. Не только улучшение материальные блага, но ещё развитию Арциза способствовали и внешние условия такие как, например:
    -пасторы, принесли с собой образование с университета Dorpat (город Дерпт, теперь город Тарту), и предложения по развитию культурных и социальных структур.
    -отмена освобождения от службы в армии для сыновей колонистов, было плохой мерой для многих поселенцев, так как многие молодые люди долгое время провели «там» и возвращались со всем другими взглядами на жизнь.
    -учителя, чаще всего получившие обучение в Сарате, приносили значительный образовательный потенциал в Арциз.
    -строительство железнодорожной линии Аккерман - Лейпциг сделало Арциз не только узловой точкой среди немецких поселений всей области, но и привлекательной рыночной площадкой для торговли и коммерции.

    Основные критерии дальнейшего развития клубов после приссоединения Бессарабии к Румынии (1918г.) притерпели три очень важные изменения:
    -разделение прежней, единой немецкой общины в Арцизе на политическую и церковную (немецкую). С 1918 года в Арцизе предоставляли членство в общине гражданам, которые не были немецкого происхождения. При этом объединение румынского и еврейского частей населения было особенно нелегкой задачей для немецкой общины. Так румыны организовали клуб „ Camin Cultural " с целью распространения румынской культуры среди населения Арциза и окрестностей. Не хотелось терять национальную культурную составляющую, поэтому немецкая часть населения должна была что-то делать.
    -выполняя четкие формальные требования, клубы теперь могли получить юридическое, общественное признание и, следовательно, обладать право основанием (правом на существование).
    -через тотальное отделение от других немецких населенных пунктов в России после революции, Бессарабские немцы вынуждены были искать другие ориентиры. И находили ориентиры (Orientierungsmoglichkeit) в Трансильвании и усиливающейся Германии. Именно в Трансильвании немецкой культуры имела долгие и успешные традиции по части спортивных клубов и, особенно в качестве немецких клубов в зарубежных странах (Венгрия, Румыния).

    Эти стимулирующие критерии имели большее значение и привели, в конечном счете, к тому, что культурное, социальное и экономическое развитие в городе Арцизе через существующие клубы приобрело решающее значение.

    В хронологическом порядке на протяжении истории Арцизской церкви возникали следующие ассоциации.

    Церковный Хор.

    Это была первая ассоциация в Арцизе. Дату его основания невозможно определить, но он, вероятно уже существовал вскоре после основания города. Община возникла при переселении и, следовательно, ей около 120 лет. Хор пел только в церкви и на похоронах. При этом сначала пели на слух, так как ноты были очень дорогими а, количество певцов были непомерно большим. Первые книги с нотами появились в 1870 году, причем эти книги были сначала пустыми с белыми листами, на которых были только нотные линейки, а потом от руки писали ноты и текст. Можно себе представить, какую работу необходимо было проделать, если было более 30 певцов. В 1890 году мог это делать только Albert Mauch, будущий директор школы в Сарате, а тогда пономарь и учитель в Арцизе. Потом покупались нотные книги с напечатанными линиями, но ноты и текст приходилось писать, но по-прежнему вручную. После Первой мировой войны всё осталось без изменений, лишь в 20-е годы двадцатого века хор мог себе позволить купить печатные книги, по одной на каждый голос (на каждого человека). Церковный хор около 60 лет был единственной ассоциацией в Арцизе, которая сложилась на основании общих интересов.

    Церковный хор был закрыт после Первой мировой войны и создан в церкви „Свободный хор". Это был помесь клуба и хора, обычно называемого Смешанный хор, который теперь пел как на государственных, так и церковных мероприятиях. Этот хор приобрёл активное развитие. Особенно его бал-маскарады и спектакли были социальными моментами в Арцизе. (Подробнее записано в истории Смешанного Хора).

    Отредактировано, перебрано и дополнено Alfred Ziebart из «Календарь: Родина бессарабских немцев», раздел: „Арциз".


    Клуб рукоделия пожалуй, является вторым из старейших объединений в Арцизе, и является типичным детищем своего времени. Можно понять причину появление, если себе представить те времена. Первые десятилетия у молодых людей после конфирмации и до свадьбы не было никакой культурной или социальной жизни и свободного пространства. Старики были абсолютно доминирующими. После конфирмации все воскресеные дни были посвящены мероприятия по изучению христианского учения. Вероятно, после коллективной учёбы, оставшиеся воскресные часы также проводили вместе. Второй повод, вероятно, был моментом отмены освобождения от военной службы для сынов немецких колонистов. После этого призывники собирались вместе для прохождения «курса молодого бойца». Это был довольно сложным процессом, который был необходим, поскольку каждый регион должен был обеспечить ежегодно определенное число новобранцев в армию. В большинстве случаев молодых людей в регионе, было больше чем новобранцев, и поэтому каждый должен был бросить жребий. Чем выше жребий, тем больше вероятность отсрочки на 7 - 9 лет от военного призыва (порабощения). Призывники держались коллективом, проводили время вместе, вместе отмечали уход в армию (потерю свободы). Von diesen beiden Ansatzen her entstanden im Laufe der Jahre Jahrgangsgruppen, die weder offiziell noch formal existierten, sie waren einfach da und nur Eingeweihte wu?ten, wer in etwa wohin gehorte. Но в основном было три группы товарищей 16 - 17 лет были в 1-й, 18 - 19 лет во 2-й и те, кто старше в 3-ей. Забирали даже женатых. Так в Арцизе, между старшими (дембелями) и младшими (призывниками) разошлись дружеские отношения.

    Каждая группа пыталась «перетянуть одеяло на себя». Старшая группа гуляла с девушками, ходили на танцы. Для этого каждое товарищество имело свои собственные танцевальные площадки и шатры под открытым небом, в тени нескольких деревьев, группы старались не пересекаться. Любое общение было в сопровождении гармошки, а иногда был и барабан. У каждого был свой собственный инструмент, на котором он играл и когда были праздники, за налитый бокал вина, музыканту можно было не волноваться. Это сегодня звучит очень просто, но тогда для молодых людей была большая проблема, потому что карманных денег не было. Молодым людям не оставалось ничего, кроме как «что-нибудь придумывать». Вино вёдрами или зерно пудами (16 Кг) уходили к покупателю так, чтобы „Старики" не о чём не догадывались. Это была игра в буквальном смысле, шли на всякие хитрости и уловки, чтобы купить флакон духов или платок (шаль). Не было детям печали. Многие, превосходя дружеские отношения, подстрекали друг друга на «шалости и озорство». Тех, кого поймали, были посажены на хлеб и воду под домашний арест. Довольно часто встречался и более болезненный опыт - телесные наказания или порка брючным ремнём. Самые дружеские отношения обеспечивали абсолютный порядок среди молодежи. Старики пользовались абсолютной властью, хотя в последнее время пошло послабление по отношению к молодёжи. Бывало, во время кормёжки скота или готовки ужина, когда взрослые заняты, молодые выбирались к приятелям на улицу. Потом, чтобы хитрость не была выявлена, и не было последствий, рысью возвращались домой. Споры и распри среди товарищей решал «мировой судья». Дембель был в октябре, как в русской, так и румынской. За год до похода в армию, группы товарищей объединялись и наслаждались «свободой» вместе. За несколько недель до призыва, новобранцы с шумом, смехом, грохотом носились по всей деревне, играяя на гармошках и барабанах. Они украшали свои инструменты разноцветными лентами (это действо можно сравнить с увольнением из бундесвера (вооружённые силы Германии), когда те покидают ЖД вокзал). За этим поведением, начальство видело выражение патриотических чувств и позволяло празднецтво молодым людям.

    После призыва значительная часть молодых мужчин уходило в армию, а те которые оставались и по каким-то причинам и не должны были стать солдатами, обычно рано поженились и дружеское общение между ними прекращало существовать. Какие шалости и пакости ухитрялась делать молодёжь по отношению к старикам, не хватит жизни перечислить.

    После того как начали появляться спортивно - образовательные объединения, в частности был построен клубный дом, тогда, в тридцатые годы и зародилось движение молодежи. Дружеские отношения потеряли своё былое значение, потому что молодежь теперь имела довольно много возможностей для общения в компаниях в публичных местах и участвовать в общественной жизни.

    Отредактировано и перебрано Alfred Ziebart из «Календарь: Родина бессарабских немцев», раздел: „Арциз".


    Духовой Оркестр был результатом большого, экономического и культурного бума, который наступил около 1880 года в Арцизе. В это время были открыты новая церковь, дом престарелых и новая школа. В процессе этого развития муниципалитет также представил большую сумму на приобретение духовых инструментов, что стало доступно за счет частных пожертвований. Инструменты были для создания целого оркестра. Инициатива исходила преимущественно от церкви, а инициатором был бывший пономарь и учитель Johann Tschritter , который стал первым дирижером оркестра. Так как этот человек был ориентирован на церковь, в первые годы оркестр выступал при хоралах (Многоголосное культовое песнопение, исполняемое всеми присутствующими в храме, обычно у католиков и протестантов), богослужения и отпеваниях.

    Когда пришёл пономарь и учитель Mauch, оркестр был расширен и играл не только хоралы, а и народные песни, и марши, для общественности. До Первой мировой войны должность дирижера была платной. Оркестр играл много серенад, поднимающих настроение, ноты для изучения композиций были непомерно дороги и если вы всё-таки раздобыли партитуру, то заполнять её приходилось от руки. Так же как это было в церковном хоре. Во время Первой мировой войны клуб и все мероприятия были запрещены и большая часть аппаратуры исчезла. Только в 1919 году, после потрясений войны и присоединения Бессарабии к Румынии, собрались снова «Бывшие» оркестровые и бывшие солдаты Российской армии, принимавшие участие в военных оркестрах. Музыкальные инструменты пришлось покупать преимущественно самостоятельно, что из-за новой валюты и неопределенной экономической ситуации являлось большим достижением. Разделение общественности на приход и политическое сообщество, потребовал от немецких поселенцев показать собственную приверженность для реализации культурных интересов, т. е. всё организовывать и финансировать самостоятельно. Оркестр не мог себе позволить платного дирижёра, поэтому его содержание было возложено на общину.

    Как и раньше оркестр играл на богослужениях, особенно торжественно это было в сочельник, когда духовой оркестр и орган в большой, переполненной кирхе под аккомпанемент церковных песнопений. Тем самым он вносил свой вклад в богослужение. Очень красивое было богослужение на Пасху на кладбище до восхода солнца. Это было замечательно, когда в тихое пасхальное утро хоралы оркестра заиграли на всю обширную долину Чаги и Когильника, вплоть до Бриенн. Этот праздник пользовался очень большой популярностью, старые и молодые, много жителей Бриенн были на кладбище, хотя иногда было еще довольно холодно и чаще замерзали дети, которых больше всего было жалко. Перед Первой мировой войной другим важным событием было вечера 14 мая (день коронации царя). Для этого, перед (старой) школой натягивали проволоку от дерева к дереву и развешивали красочные бумажные фонарики, в которых горели восковые свечи. В этой красочной подсветке, которую можно было увидеть очень редко, оркестр играл бодрые марши и песни. Чтобы добыть средства для погашения долгов, которые были сделаны через приобретение инструментов, в зимний период оркестр с хором устраивали развлекательные вечера. Помимо музыки звучали и вокальные пьесы. В перерыве был богатый “шведский стол“ со всевозможными явствами и питьём, но особенно хорошими были пироги. Уже через несколько лет были выплачены долги, а также куплены ноты. Духовой оркестр завершал и открывал Старый и Новый год. Незадолго до полуночи, собирался оркестр перед церковью и исполнял несколько хоралов. После часа начинался полный звон церковных колоколов и провожал Старый год. После того, как часы пробьют полночь, колокольчики вместе с исполнением хоралов приветствовали Новый год. Затем к духовому оркестру присоединялись еще несколько пожилых людей и общественных деятелей, исполняли серенаду к Новому году, причем помимо денег для пожертвования в кассу Клуба, музыкантам наливали. После нескольких совместных лет проведённых со спортивно-образовательным клубом заодно, духовой оркестр до 1940г, существовал самостоятельно.

    Отредактировано и перебрано Alfred Ziebart из «Календарь: Родина бессарабских немцев», раздел: „Арциз".

    Женский клуб г. Арциза был основан в 1898 году и стал третим союзом в нашей деревне. Как и во всех приходах Бессарабии, он занимался благотворительностью, и возглавляла его жена священника. В Арцизе, женщины и девушки собирались добровольно с октября по март каждую неделю в помещении пастората и в течение трех часов занимались совместным рукоделием. При этом они делали не заводские (шаблонные), а эксклюзивные вещи, что иногда даже приводило к соревнованию, это была радость для всех, одни учились делать новые работы и другие приобретать новые модели. Шитые, вышитые, вязаные, трикотажные, чего только не делали. Причём не только практичные, но и вещи искусной ручной работы из шелка. Шерсть и хлопок, занимали много времени и усилий. В ходе работы было прочитано много страниц христианских книг. Все участницы часто брали свои работы домой, так что работа была уже готова до следующего собрания. Даже пожилые женщины принимали участие, однако работали в основном дома, а затем приносили готовые вещи. Весной, когда началась работа на полях, женский клуб заканчивал свою деятельность и с аукциона или при розыгрыше продавались сделанные вещи. Для этого воскресенье был избран днем, чтобы как можно больше людей смогли прийти. Сначала возникли проблемы с сообществом людей, которые увидели в этом действе поруганье воскресенья, но после того как были уверены, что речь шла не о бизнесе, а о благотворительных целях, замолкали. Через неделю после аукциона все женщины были приглашены на „прощальный кофе“ в пасторат. При этом был рассмотрен отчет о доходах и расходах и решалось, что делать с избытком.

    Определенная сумма всегда оставался в кассе клуба, на предстоящий „Рабочий год" для покупок новых материалов. Остаток распределялся на различные социальные нужды.

    Наибольшую долю отдавали в обитель диаконис [сестёр милосердия] в Сарате и в больницу для неизлечимых больных „Bethel" в Арцизе. Затем, как правило, помогали беднякам и миссиям просвещения. На подарки в Рождество Христа для бедных детей и еду для бедных семей. Дарили одежду и постельные принодлежности. Также помогали ученикам школы Werner в Сарате и студентам, проходящим обучение в Германии. После первой мировой войны женский клуб получил ряд адресов нуждающихся людей в Германии и помогал им. Члены женского клуба отправляли сало и жировые пакеты с жареным мясом. So entstand eine Verbindung nach Deutschland, die dann auch nicht mehr abri?.

    В 1926 году, женский клуб отпраздновал свое 25-летие (во время первой мировой войны клуб был запрещен). В память об этом юбилее, клуб подарил церкви новое «покрывало» на Алтарь, одеяло для крестин, утварь для причастия, салфетка и из белого Leimvand,вызаные крючком с бахрамой по краям. Этот набор алтаря, украшал все торжества в нашей церкви. В связи с 25-ти летием женского клуба в Арцизе, возникло фото, которое заняло во многих домах почетное место на комоде в комнате. Это был знак того, что женщины с Арциза, гордились своим собственным делом.


    -отредактировано, переработано и предоставлено в сокращенном варианте из записей «Календарь: Родина бессарабских немцев» Ilse Meyer-жены священника, проживающей в Арцизе в 1913-1933гг.


    Юношеский Клуб был основан в 1906 году пастором Hanson с целью принести развитие в культурную жизнь у прогрессирующей сельской молодежи. Наверняка на первом плане стояла мысль, занять свободное время деятельностью и разнообразить способы общения молодых людей, наладить дружеские отношения с пожилыми, которые не всегда понимали молодых. Пастор Hanson делал очень много усилий, хотя при том был занят работой пономаря и учителя, но собраний проводимых в старой школе было довольно мало. Всё же собрания приносили свои плоды. На собраниях были в основном короткие лекции по актуальным темам, проводились различные игры (мельница, дама и т. д.). Новая шахматная игра появилась в Арцизе, которая приобрела большую популярность среди взрослых и молодёжи.

    Проводились развлекательные вечера, были очень популярны небольшие театральные постановки.

    Юношеский клуб был закрыт с началом Первой мировой войны и не возродился после, по крайней мере, в старой форме. Хотя клуб и не принёс ожидаемых успехов, но всё же заложенные семена проявляли себя ещё очень долго. После войны, «бывшие» члены клуба собрались и организовали „спортивно - образовательный клуб в Арцизе. Театральные выступления на сцене спортивно - образовательного клуба давали отличные результаты и не последнюю роль в этом сыграли «старые» активы клуба, материальная база, которые заложили фундамент для будущих поколений. Юношеский клуб ишёл на несколько шагов впереди своего времени и его идеи и цели воплотились только после Первой мировой войны.

    Отредактировано и перебрано Alfred Ziebart из «Календарь: Родина бессарабских немцев».

    Арцизский спортивно-образовательный клуб был восстановлен после Первой мировой войны. В 1920 году, возникла идея совместить клуб с уже давно существующим церковным хором, этот союз получил название Свободный хор. Обьединение произошло без влияние церкви, которая принимала непосредственное участие в культурном развитии прихода. В клубе не было уставов, и признание носило чисто формальный характер. После того, как были разработаны уставы, в Аккермане его признали как арцизский клуб спорта. Девиз клуба гласил: «бодрость, радость, свобода и благочестивость». Клубные цвета были зеленый, розовый, зеленый, в горизонтальном расположении. (Почему были выбраны именно эти цвета и для чего? Каким они служили символом? Сегодня, к сожалению, невозможно реконструировать. Кто-то, возможно, даст объяснение, и мы будем ему очень благодарны). Вскоре в клубе появились различные ассоциации, но правление осталось едино. Отдельных секции развивались по своему, но имели ряд общих мероприятий-соревнований, что приносило оживленная культурная жизнь в общину.

    Через некоторое время выяснилось, что два хора: церковный и хор клуба, было слишком много для общества, а объединение их могло привести к отличным результатам. Так возник общий хор.

    Два секции клуба имели значительные успехи в спортивных и культурных кругах, это привело к тому, что начали возникать в Арцизе отдельные группы, как дождь. Уже в скором времени клуб имел следующие отделы: духовой оркестр, смешанный хор, театральный кружок, женский кружок рукоделия, теннисный спортивный молодёжный отдел.

    На переднем плане изначально стояли культурные аспекты, по этому поводу все отделения создавали целый ряд образовательных и развлекательных мероприятий. Обучение происходили в основном в Weiterbildungsveranstaltungen или в школе и касались преимущественно сельскохозяйственных тем. Слушали рассказы посетителей из Германии. При этом показывали фотоснимки и слайды. Это требовало использования ”карбид - проектора”, который не только распространял страшный смрад, но ещё был довольно опасен. Нужно было уметь с ним обращаться. Я очень хорошо помню, что специально для этого нанимали “машинист“, который знал эту вещь, и контролировал. Многие лекции проходили при освещении Petromax или керосиновой горелки. Кульминацией были развлечения и театральные вечера, маскарады, представления. Помимо музыки и пения, порой были представлены довольно сложные пьесы. В перерывах был богатый шведский стол со всеми прелестями Бессарабской степи и виноградников. Особенно знамениты и роскошны были пироги, каждая хозяйка старалась превзойти другую в их производстве. Все было пожертвовано посетителями, а выручка пошла на пользу клуба. Эти вечера были для клуба основным источником его доходов.

    Эти доходы были особенно важны, потому что помимо нот и инструментов надо было стремиться в долгосрочной перспективе. Все эти действия были временными, не заглядывали наперёд. Клуб использовал заброшенную столярную мастерскую, чтобы делать необходимый инвентарь и репетировать. Для театральной постановки приходилось использовать зернохранилище Jakob Klett. Этот помещение состояло только из одной большой комнаты, которую украшали в красивые убранства, правда, для переодевания, декораций и сцены места было маловато. По просьбе правления клуба г-н Klett построил еще две комнаты, которые служили для клуба в дальнейшем в качестве раздевалки сто Klett в память о своём единственном сыне Otto, умершем в расцвете лет, построил и подарил большой дом для членов клуба. После щедрого финансирования и предоставления строительных материалов, в 1933 году г-н Klett отдал свои различные коллекции в связи с окончанием строительства дома клуба. Дом в деревне скоро получил название “Deutsches Haus“. Помимо пожертвований, обслуживание дома легло на плечи членов клуба и это продолжалось почти до переселения. Основные помещения могли использоваться, уже в 1935 году. Большой зал на сто посадочных мест, был достаточен для всех крупных событий, ещё существовал целый ряд небольших комнат, которые могли быть использованы в качестве библиотеки, для проведения тренингов и небольших мероприятий. Это благоприятно сказалось на обучении сельских жителей. Дом имел повышенный спрос. Сельские школы второй ступени проводили здесь, весь зимний период учебы, были курсы кройки и шитья для женщин и девушек, приезжали желающие со всего региона, были курсы агрономов, которые пользовались необычайным спросом, так как проводились в основном только в Германии. Также удалось привлечь известных личностей из Трансильвании на эти курсы. До того, как дом был полностью готов, было очевидно, что он слишком мал для всех видов деятельности, которые были востребованы. Здесь, в частности, были межрегиональные учебные курсы. Например, для спортсменок и развивающихся национальных молодежных движений. Вобщем было принято решение расширяться. Один участок уже был найден, но дальше этого работа так и не пошла. Но клуб и его отделения не у всех пользовались популярностью. Старшее поколение смотрело на него несколько иначе. Я еще хорошо помню, как мой дед, когда мы вместе шли с кладбища домой, при виде дома клуба сказал: „Этот дом пустая трата времени". Вероятно, очень многие крестьяне непонимали, как можно было так убивать драгоценное время.

    Немецкая церковь в последний раз в немецком доме собралась в сентябре 1940 года. Чтобы ознакомится с условиями предстоящего переселения в Германию. После этого здание было конфисковано российскими властями и больше никто из переселенцев не мог туда войти. После Второй мировой войны здание было снесено, сегодня там пустое место.

    Отредактировано и сгруппировано Alfred Ziebart из «Календарь: Родина бессарабских немцев».

    Спортивно-молодёжное общество, появилось как самостоятельное учреждение. Она была организована под эгидой общей ассоциации. Сначала спорт в клубе играл второстепенную роль. Когда было заниматься спортом? В основном только летом можно было заниматься физическими упражнениями, а зимой необходимо было искать зал, притом соответствующего размера. Единственный вид спорта, которым можно было заниматься зимой в Арцизе, это бегать на коньках по замерзшим рекам Чаге и Когильнику, пока на льду не было слишком много снега. Но на этом нельзя было построить деятельность клуба.

    Поэтому неудивительно, что спортивные мероприятия, хотя в клубе и назывался спортивным, по сравнению с культурными возможностями, сначала были мало или совсем отсутствовали.

    Лишь в 1923 году образовалась футбольная команда, которая решила соревноваться с командами из соседних муниципалитетов. В 30-е годы в футбол играл все большее значение в жизни клуба. Собирались различные команды, которые в основном после уборки урожаев, играли. Играли при этом часто босиком, только позднее появились футбольные бутсы с шипами.

    Zunehmend verlagerten sich auch die bisherigen Aktivitaten der Kameradschaften in das Vereinsleben, denn es war doch wesentlich angenehmer in einem Vereinslokal zu tanzen und zu spielen, als in einer hergerichteten Spreubude. Und so wurde auch das jahrliche Eierlesen eine Aufgabe der Jugendabteilung des Vereins.

    Теннисный отдел был самым молодым из обьединений клуба. После, в здании Клуба был создан теннисный корт. Движущей силы в этом виде спорта в основном были молодые дамы и господа, проходящие обучение в Сарате. Тарутинское и другие гимназии сыграли важную роль в жизни общины. Вскоре появился почетный тренер, который превознёс теннис до уровня «белой кости» в спорте. Большего развития однако он не получил, так как в то время для большинства он был слишком дорогим и с переселением полностью прекратил своё существование.

    Отредактировано и дополнено из «Календарь: Родина бессарабских немцев» и со слов Mitgliedern.

    Охотничий клуб „Jepure“ (заяц) своим происхождением обязан румынским правам на охоту. В Российское время охотиться без лицензии на охотничье или огнестрельное оружие запрещалось. Ещё необходимо было получить разрешение на отстрел, на борзых (Buikas) и на винтовку. По нашим современным представлениям тогда было браконьерство. Цель охоты был заяц, которого в округе была уйма из-за отсутствия естественных врагов, например хищных птиц, был в таких количествах что говорили: «заичья чума».

    В румынское время было разрешено охотиться только с разрешением на оружие. Кроме того, каждый охотник должен быть членом охотничьего клуба. В 1918 году охотничий клуб, существовал только в райцентре-Аккермане и был единственнным на весь округ. Можно представить себе, какие испытания приходилось проходить охотникам, Всё проводились на румынском языке, членство в охотничьем клубе было дорогим и быть "официальным" охотником, дорогого стоило. Только в 1925 году новые охотничьи клубы были допущены в немецкие деревни, так было и в Арцизе. Требования для охотников были упрощены, но их число было сокращено. Поэтому возросло численность зайцев, хотя оставалась в пределах нормы.

    Крупным, клуб охотников не был никогда. Правление соблюдало, гарантировало и следило за выполнением необходимых формальностей. Охотничьих обычаев и традиций, как они развивались, например, в Центральной Европе, не возникало. Охотились, в основном группами, в кругу друзей или в одиночку. В охотничьих обществах принято было приглашать управляющего, приходить определенные расстояния, подсчитывая дичь, затем кушать на охоте, здесь этого не существовало. Здесь был «чистый лист» для развития охотничьей культуры и этики. К сожалению, времени не хватило для развития, из-за отсутствия контакта с другими охотничьими культурами в Бессарабии.

    Крестьянский клуб был наимладшим арцизским объединений. Своим возникновением он был обязан находящейся в Арцизе крестьянской школы, которая ставила себе цель сделать познакомить немецких фермеров со всей Бессарабии с новыми достижениями сельского хозяйства. Выпускников фермерских учебных курсов, до 1940 года было более 1000. Они основали в различных муниципалитетах собственные клубы, чтобы углубить полученные знания и поделиться опытом, и через лекции и тренинги продолжали развитие.

    Модернизация сельского хозяйства оказала активное и сильное влияние на крестьянский клуб в Арцизе и содействовала его развитию. К сожалению, ему было суждено лишь краткое существование. Необходимость этого союза могла появиться и на 100 лет раньше...

    Подводя итог, можно отметить, что клубы способствовали культурному и социальному развитию общины и нашли свою нишу в ней. Внешние, материальные и политические условия давали один импульс, импульс буржуазного развития. Поселенцы, в свою очередь, стремились к творческим, культурным и спортивным мероприятиям, и в рамках смеси наций в Бессарабии, обрели здоровую самооценку, что позволило выделить их культурную идентичность.

    Клубы не играли первостепенные роли в немецкой культуре в Бессарабии, но всё же оставили свой след.

    Материалы подготовил Коваль Алексей

    Арцизский район
    Интерактивные карты
  • OpenStreetMap
  • Яндекс карты
  • Карты Google



  • Арциз





  • community@kraeved.od.ua        КРАЕВЕД © 2013-2017        Открываем историю одесского края