ПРО ОРГАНІЗАЦІЮ
     

ПРОЄКТИ
  • Мапи
  • Книги
  • Статті
  • Періодика


  • ОБЛАСНИЙ ПОДІЛ
  • Березівський р-н
  • Б-Дністровський р-н
  • Болградський р-н
  • Ізмаїльський р-н
  • Одеський р-н
  • Подільський р-н
  • Роздільнянський р-н

  • Баштанський р-н
  • Вознесенський р-н
  • Миколаївський р-н
  • Первомайський р-н


  • СТАТИСТИКА




    Статті
    МАПИ   |   КНИГИ   |   СТАТТІ   |   ПЕРІОДИКА   |  

    А Б В Г Д Є Е Ж З І И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


    Шевченко А. М., доктор философии, доц.
    Измаильский институт водного транспорта. г. Измаил, Украина
    E-mail: schew7961@ukr.net
    Дерментли А. К., аспирант Измаильский государственный гуманитарный университет.
    Глава ассоциации албанцев, Украины
    E-mail:annaden81@hotmail.com


    К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ АЛБАНСКОГО ЭТНОСА

    Аннотация: В статье рассмотрены и проанализированы основные концепции происхождения албанского этноса. Авторы объективно обобщили и систематизировали доказательную базу теорий, выявили позитивные и негативные стороны концепций. Большое внимание было уделено лингвистической и топонимической составляющей каждой из этих теорий. Особое внимание было уделено карпатской версии, как обобщающей и достаточной новой и современной науке.
    Ключевые слова: албанцы, иллирийцы, скифы, Кавказ, Карпаты.

    Annotation: The article examines and analyzes the main concepts of the origin of the Albanian ethnos. The authors objectively generalized and systematized the evidence base of theories, identified the positive and negative aspects of the concepts. Much attention was paid to the linguistic and toponymic components of each of these theories. Special attention was paid to the Carpathian version as a generalizing and sufficient new and modern science.
    Key words: Albanians, Illyrians, Scythians, Caucasus, Carpathians

    Албанский этнос, его происхождение, становление и развитие, как отдельной нации, остается дискуссионным в исторической науке современной Европы. Несмотря на ряд устоявшихся гипотез, происхождение албанского народа до сих пор не выяснено и нельзя однозначно утверждать, что албанцы потомки иллирийцев, поскольку серьезных доказательств об иллирийских корнях албанцев просто не существует.

    Для Украины этот вопрос важен еще и тем, что албанцы тесно вплелись в этнографическую карту Одесской и Запорожской области. Еще с 19 века албанцы компактно проживают в с. Каракурт (Болградского района, Одесской области). Центральные улицы Одессы – Большая и Малая Арнаутская названы в честь албанцев – арнаутов, осевших тут с конца 18 века. Поэтому изучение происхождения этого этноса поможет современным историкам четче понять причины переселения арнаутов в Украину

    Албанцы – жители села с. Каракурт (Одесская область). Фото ХХ века

    В современных условиях окончательного оформления албанской нации, стремление ее отдельных ветвей к воссоединению и созданию «Великой Албании», проблема истоков албанского этноса является политически завуалированной и актуальной в национальных процессах современной Европы. Поэтому задачей авторов этой публикации является не только анализ устоявшихся традиционных версий происхождения албанского этноса, но и представление новых исторических концепций относительно прародины албанцев. Авторы не претендуют на абсолютную истину в определении происхождения албанского этноса, но предложенные ими анализ исторических концепций заслуживает право на дискуссию в научных кругам этнографов и историков.

    Результаты нашего исследования можно использовать при более глубоком изучении истории албанского народа, подготовки научных публикаций, написания монографий, публицистических статей.

    Несмотря на обширный ресурс источников по изучению албанского этноса, проблема его происхождения всегда рассматривалась фрагментарно. Ряд исследователей, опираясь на работу немецкого историка Йохана Тунмана (Johan Thunmann), который в своей книге «О истории и языке албанцев и влахов» (1774 г.), впервые высказался о родстве албанцев и иллирийцев [2, с.7-8]. Вначале Иллирийская теория не привлекала внимания, поскольку в то время иллиров связывали со славянами, и не случайно, что возникшее в середине 19-го века движение за объединение южных славян получило название «иллирское движение», и тогда достаточно странно было бы как для сербов, так и для хорватов ассоциировать себя с албанцами. Об иллирийском происхождении албанцев широко стали писать во второй половине 19-го века австрийские историки Й.Г.Хан и Н.Йокл [3].

    Лишь после Берлинского конгресса 1878 г данная теория получила политическую поддержку, и соответственно стала доминировать в исторической науке Германии и Австро-Венгрии, и в соответствии с этой теорией министр образования Сербии Стоян Новакович (1880-1883 гг.) ввел в учебные программы главу «О народах» трактата Константина Порфирогенита «Об управлении империей». Хотя этот трактат впервые был представлен в Лионе в 1611 году, и его оригинал так и не найден. В дальнейшем глава «О народах» стала ключевым элементом в образовательной программе Югославии, так что в сборнике Сербской академии науки и искусства от 1986 года она послужила своего рода «трамплином» для новых «научных работ» по вопросу истории славян [3].

    В то же время согласно книге Душана Пророковича «Косово: межэтнические и политические отношения», в среде современных албанских историков чаще всего приводят теорию немецкого ученого Георга Штатмюллера (Georg Stadtmuller) о том, что албанцы как народ сформировались в районе Северной Албании из какого-то иллирского или фракийского племени [10].

    Также известна теория немецкого историка Готфрида Шрама (Gottfried Schramm), обнародованная им в 1980-е годы о том, что албанцы были потомками фракийского племени Бесса, жившего на просторах нынешней Болгарии, где они в 6-м веке приняли христианство, и переселившихся в Косово и Албанию под давлением тогдашних болгарских ханов, преследовавших христиан [3].

    Албанский историк Дардан Гаши пишет, что имя «албанец» происходит от иллирского слова Албан, то есть белый, нимало не смущаясь тем обстоятельством, что иллирский язык до сих пор не дешифрован, что достаточно легко проверить, открыв любую известную энциклопедию.

    Теории о происхождении албанцев от иллиров господствовали в годы социалистической Югославии в университете Приштины, в котором пользуясь благосклонностью Иосипа Броза Тито, научные программы по истории и филологии практически переписывались с программ, принятых в Албании. Под редакцией Милутина Гарашанина был выпущен в 1988 году научный сборник «Иллиры и албанцы (Илири и албанцы)», в котором гипотеза о иллирском происхождения албанцев была представлена как аксиома [3].

    Со временем некоторые лингвисты, не знакомые с албанскими названиями, стали в именах Ниш и реки Нишава искать албанский корень лишь на основании наличия звука «ш».

    С таким же успехом можно приписать албанские корни поселку Шушняры под Баня-Лукой в Боснии, где никогда не было ни одного албанца, тем более что и в Косово албанцы появились только с приходом турок, в 16-17 веках [12].

    Таким образом, можно сделать вывод: иллирийская концепция происхождения албанцев была искусственным, политическим проектом, призванным ассимилировать албанцев в славянские этносы Балканского полуострова.

    Логичнее предложить доводы их оппонентов, которые никогда не считали албанцев – потомками иллирийцев.

    Впервые немецкий академик, профессор Густав Вейганд (1860-1930), выдвинул двенадцать доказательств того, что албанцы не являлись потомками иллиров. Также современный сербский историк Ольги Лукович-Пьянович в монографии «Сербы-народ самый древний» приводит выдержки из работы польского ученого Казимира Шульца «О происхождении и жительстве древних Илир» (1856 г.), в которой польский автор делал заключение о том, что фракийский и иллирийский языки были в сущности одним и тем же языком, и отвергает всякую возможность того, что албанцы - потомки древних илиров. [11]

    Немецкий историк Михаэль Вайтман доказал, что имя «Албаны» появляется на Балканах только в 11-м веке для обозначения иностранцев, тогда как сами албанцы себя традиционно называли и называют «шиптар» (Shqipetar) [3].

    Чешский историк Константин Ечирек писал, что средневековая Албания находилась между Скадром, Призреном, Охридом и Флором, и «геги и тоски от древности никогда не имели единого государства» [14].

    Мы разделяем мнение С. П. Толстова, согласно которому незаметное исчезновение иллирийцев завершилось к VI в. н. э., тогда как, византийские авторы впервые упоминают албанцев в середине ХI в. Таким образом, утверждение о том, что албанцы являются потомками иллиров не подкреплено ни одним доказательством и является в действительности «антинаучным» [15].

    Неким ответвлением иллирийской концепции происхождения албанцев является дарданская или пеласгийская теория. Суть ее в том, что албанцы – потомки доиндоевропейского или ранне индоевропейского населения Европы. Одним из доказательств является созвучие слов «Тирана» - «тиренны», т.е. албанцы – потомки этрусков – тирренов. Югославский археолог Р. Пешич еще в 1980-х гг. занимался расшифровкой этрусских надписей и пришел к выводу о схожести их письма со славянским [7, с. 7]. Однако и Р. Пешич и В. Щербаков утверждали, что самоназвание этрусков – «расенна», а тирренами их называли греки и римляне. Таким образом, римский термин «тиррен» не имеет общего с албанцами, а название города Тирана как раз происходит от Тирренского моря.

    Российский историк Сергей Дарда в своей книге «План мира-летописные параллели в истории Евразии» (2000 г.) приводит текст из книги «Племена Центральных Балкан в доримское время-Трибалы, Ауториаты, Скордиски и Мезийцы» (1978) в котором пишется: «...Все это увеличивает вероятность принятия теории, утверждающей, что иллирийцы принадлежали к самому давнему индоевропейскому народу Балканского полуострова и археологи все более и более склоняются к тому, что существует связь между однотипной культурой бронзового века в центральных Балканах, с иллиро-фракийской или пеласгийской культурой (так называемые «дарданцы»)… Ведь, хотя мы и знаем наверняка, что название "дарданцы" существовало еще во втором тысячелетии до нашей эры, и возможно в той же области, где дарданцы жили позже, однако мы не можем сделать выводов, что в течении многих столетий вплоть до того времени, когда дарданцы впервые упоминаются исторически, этнический состав их населения оставался неизменным...». Таким образом, сложно представить преемственность населения бронзового века и классического Средневековья, которая фактически нигде не проявлялась [1, с. 131-135].

    Достаточно необычной выглядит кельто-шотландская версия происхождения албанцев. Единым аргументом этой версии является то, что кельтское слово «albjo» - означает «мир», «вселенная», а термин Alpes Albus - высокая гора, что по смыслу созвучно албанскому «шкипе» - гора. Однако созвучие название и кельтского слова не может быть полным доказательством в пользу этой интересной версии.

    Более обоснованной является Кавказская теория происхождения албанцев. Так Тацит в своих трудах «Анналы», описывая поход Помпея Великого против понтийского царя Митридата VI Евпатора, описывает Албанию у подножия Кавказа у Каспийского моря. Там же римский историк Гай Юлий Солин описывает албанцев. Как известно, в VII веке нашей эры на территории нынешнего Азербайджана, восточной Грузии и южного Дагестана действительно существовало многонациональное государство Кавказская Албания [4, с.36; 15].

    Потомками одного из народов древнего населения этой Албании являются удины, которые ныне живут в разных странах мира, хотя их осталось всего десяток тысяч человек.

    Доктор Йован И. Деретич также выводить албанцев с Кавказа. «Народ, который мы, сербы называем «арбанасы», иностранцы – «албанцы», а они сами называют себя «шчипетари» происхождением с Кавказа… С южной стороны гор начиналась от Апшеронского полуострова, где находится современный азербайджанский город Баку. К северу от Албании находилась земля аланов, северо-западнее жили иберы, а к западу и югу от Албании жили армяне. Южная часть этой античной Албании сейчас принадлежит Азербайджану, а северная – России. На побережье Каспийского моря, возле современного Дербента существовал город под названием Албана. По имени этого города и вся страна вокруг него получила имя Албания» [12].

    По мнению Деретича, древние албанцы, в составе арабских войск, захватили часть Сицилии, оттуда в 1043 г., как наемники Византии, под руководством комеса Георгия по произвищу Маньяк, захватили часть Сербии (район Драче). После поражения византийцев, остатки албанцев осели, с разрешения сербов, возле городка Рабан, к северо-востоку от Элбанаса у подножья Ябланицы, и получили название «рабанасы», «арбанасы». Название «арнауты» сербский историк выводит, как перевод с турецкого «те, кто не вернулись». Самоназвание «шчипетари», выводить от слова «шкипе» - гора [15].

    Теория достаточно интересная, но имеет ярко выраженную антиалбанскую окраску. Во – первых, довод, что Албания, происходить от латинского слова «альба», что означает белый. С таким же успехом албанцев можно вывести с Альбиона (Англии), города Альба-Лонга (Римское царство).

    Термин Кавказская Албания применялся римскими авторами для обозначения белого цвета кожи населения. Тогда как в Колхиде проживали народы с более темной кожей (есть версия о африканском происхождение нартов, абхазов). Схожесть языка с удинским, осетинским действительно есть, но это будет доказательством совершенно другой теории, представленной нами ниже. Что касается схожести современно азербайджанского и албанского языком, то тут все логично. Албанцы подвергались культурному воздействию турков, а азербайджанцы говорят на тюркском языке. Относительно наемников в византийской армии комеса Геогрия Маньяка, то сложно верить, что кто – то в армии хотел реально фиксировать или учитывать национальность наемников. Во всяком случае, византийские летописи Х в. также называли древнерусских воинов «скифами», абсолютно не учитывая их отличия от вымершего к тому моменту народа.

    Что касается удинов - абазов, то исследование их языка показало, что он в родстве с лезгинской группой. «Абазы имеют племенное и языковое родство со сванетами и осетинами. Они называют себя также адыге и считают себя, так же как и все абазы, за один и тот же народ с живущими в европейской Турции арнаутами или албанцами, которые также рассматривают их как своих братьев. Среди них распространено предание, что два брата со своими семьями пришли с юга на реку Евфрат, там они разделились: одни направились на северо-запад, другие - на северо-восток… Между прочим, сказание говорит, что этот народ ранее жил на большой реке по названию Абаза, которая вливается в Восточное море, но уже столетия тому назад они стали продвигаться все больше на северо-запад, к Черному морю. Действительно, есть на юго-востоке Кавказа довольно значительная река, которая, однако, называется Алаза, а не Абаза; конфигурация равнины перед Дарьяльским ущельем, заселенной абазскими племенами, поразительно подтверждает правильность предания, касающегося перехода абазов с юго-востока на северо-запад. Местность по течению реки Алазы, по преданию, заселенная абазами, на старых картах обозначается как Албания» [ 4, с.29-31; 15].

    Минусом абазинской версии является то, что если абазы-удины родственны осетинам, лезгинам, то они никак не являются выходцами в Кавказа, а скорее переселенцами туда. Об этом и говорит их народное предание. Лезгины, осетины, аланы являются прямыми лингвистическими и культурными потомками ираноязычных племен скифов и сарматов, первые, разгромив Ассирию, пришли из-за Евфрата в Северное Причерноморье и Кавказ в VII в. до н. э.

    Благодаря критическому анализу кавказской версии происхождения албанского этноса, мы подошли к главной, по нашему мнению, теории происхождения этого загадочного народа. Условно назовем ее кельто-карпатской, хотя правильнее было бы употребить термин скифо-карпатская версия, поскольку на тот момент скифское и кельтское населения пребывали в очень тесном культурном контакте, особенно на землях современной Украины. Для более глубокого анализа этой версии мы использовали доказательную базу археологического, лингвистического, топонимического характера.

    Впервые обратил свое внимание на схожесть карпатских топонимом и албанских слов украинский исследователь И. Железняк. К сожалению, исследователь, анализируя схожесть понятий, так и остался в плену иллирийской теории, не особенно вникая в проблемы албанского этноса.

    Так, не украинское название «Галич» автор вывел от албанского слова gjalliqes «воскресение», а название гор «Карпаты» - от албанского karpe «скала». А карпатский горный массив «Кодры» прямо возводил к албанскому kodёr «холм». Название реки Уж напоминает албанское (далее алб.) ujё «вода», река Лимниця - алб. lumё «река», город Kуты - алб. kuti «вместилище»; Крак (эпоним города Краков) - алб. krah «плече; рука», слав. «лес» - алб. lis «дуб». Известно, что дуб был священным деревом и кельтов и славян. Украинское слово «мур» (забор) - алб. mur «стена», украинское слово «неня» - мать, полностью совпадает с шумерским именем богини – матери Инанны – Нени и алб. nёnё «мать». Этот термин снова подтверждает евфратские корни абызов и албанцев.

    Славянское слово «бояре» имеет тоже смысл в албанском языке bujar «благородный, щедрый», bujari «благородство, щедрость», burrё «муж»~очень напоминает кельтское слово boaire «собственники скота» [5, с.33-35; 16] .

    О.М.Трубачев выводит название Медоборы (горный кряж на Подолии, примыкающий к Карпатам) от балканского слова Медубарик (засвидетельствованного Птолемеем). Имеют определенную схожесть слова «меду» - «между», «барис» - «болото». Следовательно, словосочетание означает «междуречье». Название нашего горного массива тоже отвечает его географическому положению. Оно тянется между Днестром и Западным и Южным Бугом [6, с.38-39] .

    По мнению исследователей, общее происхождение имеют и многие современные славянские названия островов восточной Адриатики: Млет, Вис, Корчула, Хвар, Брач, Раб, Црес, Крк и др. Названием племени Grabaei в южной Далмации восходят к основе grab, значение которой становится ясным как из греческого «grabo» (вид дуба), так и из русского и украинского слова «граб». Приведенные примеры свидетельствуют о том, что связи албанского и славянских племен и, следовательно, их языков были достаточно тесными на протяжении многих столетий [16] .

    Таким образом, лингвистическое и топонимическое совпадение налицо. Как известно история принимает не совпадение, а факты. Во время поездки в карпатский Буковель (ноябрь 2018 г.) один из авторов этой публикации (Шевченко А. М.) спросил у гида, относительно схожести албанских и украинских названий. На это местный гид – Василий, без удивления заметил, что названия местности здесь албанские, так как здесь давно жили албанцы.

    В исторических хрониках это не зафиксировано, за исключением загадочного племени карпов. Происхождение их спорное. Карпов считают ветвью кельтов – бастарнов, скифами, готами, иллирийцами, даками. Безусловно то, что их название имеет общий с албанским языком корень. Впервые их племенной союз во II в. н.э. описал александрийский географ Птоломей [8, с.22]. Византийский хронограф Петр Магистра, называл их главными противниками Рима в Скифской (Готской) войне 238-319 г. н.э. Хотя авторы не выделяли карпов, как главных участников, Скифской войны, но по свидетельству римского писателя IV в. Лактанция, именно карпы, а не готы разгромили римскую армию имеператора Деция в 251 г. Окончательное поражение карпам нанес император Константин в 319 г., за что и получил титул «Максимус карпус» [9, с.41].

    Известно, что карпы составили основу готского войска, разбившего римлян в 375 г. под Адрианополем, и позднее частично осевшие на Балканах.

    Карпы тесно взаимодействовали с кельтами и скифами. И если принять карпов – предками албанцев, то неудивительно их лингвистическая схожесть с кельтскими и славянскими словами, поскольку славяне вобрали в себя часть скифского языка.

    Общность с прямыми потомками скифов – лезгинами и осетинами также вполне объяснима. Поскольку скифы, разгромив Ассирию в 640-620 г до н.э., двигались через Малую Азию и Кавказ на причерноморские степи, то также понятна легенда абызов об их исходе из района Евфрата. Особенность внешнего вида скифов была белая кожа, серые глаза и рыжие волосы, что для римлян и греков вполне соответствовало термину альба - белый. При этом вполне естественным было желание албанцев вернуться на свою историческую родину в начале ХIХ века в районы, проживания племени карпов южную Бессарабию.

    Насколько бы ни парадоксально звучала эта теория, современная наука только сейчас начинает понимать и принимать роль степных народов Древней Украины (кельтов, сарматов, карпов) в европейской истории.

    Минусом этой теории является сложность в объяснении того, где с 375 по 1043 гг. обитали албанцы, даже если они потомки карпов. Но учитывая скудность источников по населению средневековой Кумании (Бессарабии) в тот период, то возможно, что они фигурировали в византийских хрониках под именем скифов, готов или куманов. Следует признать, что на сегодня нет обширных работ по средневековой истории Карпатского региона, особенно его юго-запада.

    Подводя итоги, авторы хотят сделать несколько обобщающих выводов:

    Проблема происхождения албанского этноса остается дискуссионной и политически заангажированной.

    Традиционная иллирийская концепция в ее классическом виде, является искусственной, созданной для ассимиляции албанцев балканскими славянами.

    Дарданская, кельто-шотландская, пеласгийская теории не выявили общего между автохтонными народами бронзового века и албанцами.

    Кавказская теория выявила связь албанцев с некоторыми народами Кавказа, которые являлись потомками ираноязычных кочевников Причерноморья (скифы, сарматы, аланы).

    Карпатская теория выявила схожесть лингвистических, топонимических названий украинцев и албанцев, что наводит на мысль об общем этническом происхождении от карпов или скифов, последние сами были выходцами со Средней Азии, что соответствует легендам родственных албанцам абызах.

    Главной проблемой всех версий является нахождение албанцев до их появления на Балканах в 1040- х гг. На это современная наука пока ответа дать не может.

    Таким образом, проблема происхождения албанского этноса становиться еще более сложной и дискуссионной.


    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Дарда С. Пояс мира. Летописные параллели в истории Евразии. URL: www.beltofpeace.com
    2. Дерментли А. К. Албанцы на Юге Бессарабии (конец XVIII – 90-е гг. ХХ ст.). К 200-летию с. Жовтневое (Каракурт) посвящается. Львів: Українська академія друкарства, 2011. 240 с.
    3. Валецкий О. О происхождении албанцев. Доказательств об иллирийских корнях албанцев не существует. URL: ruskline.ru
    4. Иманов К. Кавказская Албания и хаты Малой Азии. Баку, 2016. 43 с.
    5. Желєзняк І. М. До проблеми іллірійської топонімії на Україні. Мовознавство. 1990. № 6. С. 29–35.
    6. Карпенко Ю. О. Проблема іллірійської гідронімії в Українських Карпатах: іллірійське чи слов'янське? Записки з ономастики. 1999. Вип. 3. С. 38–45. URL: karpenko.in.ua
    7. Павлов С. Щербаков В. Лунная радуга. Чаша бурь. Москва: Худ. Лит-ра, 1992. 527 с.
    8. Паламарчук С. В. Истоки: древняя и средневековая история населения междуречья Днестра и Дуная. Краткий историко-археологический очерк. Одесса: Управление охраны объектов культурного наследия Одесской областной государственной администрации, 1997. 56 с.
    9. Чаплыгина Н. А. Население Днестровско-Карпатских земель и Рим в І – начале ІІІ в. н. э. Кишинев: Штиинца, 1990. 186 с.
    10. Пророковић Д. Косово: међуетнички и политички односи. Геополитика. Београд: Година, 2011. 324 с.
    11. Луковић-Пьяновић О. Србе… народ најстарији. Beograd: Мирослав, 2003. 233 с.
    12. Деретић Ј. Културна историја срба. Београд: Година, 2018. 420 c.
    13. Miroljub J. Siptari i islam. Prnjavor: Grafotomanija, 1995. 193 p.
    14. Jirecek K. Albanien in der Vergangenhelit. Osterreichische Monatshefte fur den Orient. 1914. № 1-2. S. 15–27
    15. Албанцы. URL: www.rodstvo.ru
    16. Комментарии к статье «Искусство Сербии Древнего периода». URL: www.srpska.ru



    05.12.2021 р.


    Автори статей

  • Аргатюк С. С.
  • Баковецька О. О.
  • Волосєвич Є. С.
  • Гулянович І. М.
  • Джумига Є. Ю.
  • Єфімов Г. В.
  • Жосан С. І.
  • Кобилюк О. В.
  • Моторна І. В.
  • Позняков В. А.
  • Сапожніков І. В.
  • Шевченко А. М.






  • © КРАЄЗНАВЦІ ОДЕЩИНИ 2013-2024        Відкриваємо історію Півдня України